Общение с людьми страдающими деменцией

46

Люди, страдающие деменцией, зачастую не могут объяснить, чего хотят. Это вызывает у них срывы, гнев и даже агрессию.

Но, к счастью, существуют способы облегчить общение с таким пациентом. Прежде всего посоветуйтесь с врачом, не вызвано ли такое поведение приемом лекарственных препаратов или другим заболеванием.

Симптомы

На то, что у человека проблемы с речью, указывают следующие признаки:

  • Неоднократные повторения одних и тех же слов
  • Употребление ругательств
  • Нарушение логического порядка слов
  • Потеря мысли
  • Попытки общения с помощью жестов
  • Употребление искаженных слов для описания объекта

Как избежать агрессии?

Одновременно с перечисленными симптомами, вы можете заметить, что поведение больного становится более агрессивным. К счастью, в случае с деменцией агрессия чаще выражается словами, а не физическими действиями. Гнев особенно усиливается, если больному кажется, что кто-то вторгается в его личное пространство (например, во время одевания, купания или визита к врачу).

Необходимость сделать выбор также усиливает стресс. Поэтому вместо вопросов, типа «Какую рубашку ты хочешь надеть: красную или синюю?», просто сами выберите вещь и скажите: «Надень это». Если больной безуспешно пытается выполнить какую-либо задачу, остановите его, сохраняя при этом абсолютное спокойствие. Не спорьте, не наказывайте больного. Направьте его активность в другое русло, говоря при этом тихим, спокойным голосом. Запомните, какие ситуации приводят к срыву, и по возможности старайтесь избегать их в дальнейшем.

Советы по налаживанию контакта с больным:

  • Следите за своими жестами. Убедитесь, что вы расслаблены и спокойны.
  • Сведите к минимуму внешние раздражители. Выключите радио и телевизор. Называйте больного по имени, напоминайте ему свое имя и кем вы ему приходитесь.
  • Говорите простыми, короткими предложениями. Произносите слова четко. Повторяйте вопросы, если больной их не понимает.
  • Задавайте вопросы, требующие однозначного ответа (да или нет) и не более одного за раз. Не ставьте больного в ситуацию выбора.
  • Будьте терпеливы. Дайте больному время обдумать ответ. Если он затрудняется, помогите ему.
  • Давайте пошаговые инструкции. Если больной о чем-то забывает, деликатно напомните ему. Помогайте больному справляться с непосильными для него задачами.
  • Относитесь к больному с теплотой. Не спорьте с больным, не пытайтесь его переубедить. Например, если больной говорит, что ждет свою мать, которая должна забрать его домой, скажите: «Да, я знаю. Твоя мама каждый день забирает тебя домой».
  • Оставляйте письменные инструкции и напоминания. Пишите простые, понятые инструкции, как выполнить то или иное действие. Или просто положите на постель одежду так, чтобы больной мог ее надеть.
  • Воспоминания о прошлом. Больной может не помнить того, что произошло с ним час назад, и прекрасно помнить события 40-летней давности. Спрашивайте его о событиях отдаленного прошлого. Просматривайте фотографии, вспоминайте вместе истории из жизни.
  • Смех. Старайтесь относиться ко всему с юмором. Больному будет приятно посмеяться вместе с вами и почувствовать себя нормальным человеком. Но не смейтесь над больным..
  • Уважайте больного. Не говорите плохо с ним или о нем за его спиной. Это обостряет у него чувство собственной ненужности и обреченности.