Специфическое расстройство чтения у детей

4

Описание

Специфическое расстройство чтения (дислексия) – затруднения в узнавании слов и понимании письменной речи.

Расстройство обнаруживается у 3-10 % детей школьного возраста, встречаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Дислексия проявляется в нарушении способности к воспроизведению слогов, слов, фраз (моторная дислексия); нарушении зрительной схемы и неспособности одномоментного охвата слова (оптическая дислексия); в трудности фонематического анализа (фонематическая дислексия).

Симптомы

В связи с неспособностью к чтению ребенку очень трудно заниматься по всем предметам. Ему не удается охватить смысл прочитанного, он испытывает трудности в точном наименовании предметов. Характерны замены слов, их зеркальные перестановки, затруднения в осознании смысла прочитанного. В связи с этим возникают вторичные осложнения. У ребенка понижается самооценка, развивается депрессия, нарушается поведение.
Когда обратиться к врачу

  • При пропусках или вставках букв во время чтения, перестановках звуков, слогов.
  • При механическом чтении, нарушении понимания прочитанного.
  • Если ребенок путает похожие буквы, неправильно согласовывает слова при чтении.
Причины

Наиболее частыми причинами нарушения являются осложнения беременности и родов, которые ведут к задержке развития мозговых структур, ответственных за формирование вербальных (речевых) навыков.
Диагностика

Оценка способности к чтению проводится в начальных классах школы. При обнаружении затруднений исследуется: слух, зрение, способность к пониманию и воспроизведению речи, способность воспринимать информацию.

Основной метод лечения – терапевтическая программа обучения больных чтению. Она включает коррекцию нарушений произношения, формирование фонематического слуха и вербального внимания, звукобуквенный анализ и синтез слов и т. д. При возникновении вторичных невротических наслоений применяют успокаивающие и улучшающие настроение препараты, ноотропы, витамины.