Несоциализированные и социализированные формы нарушений поведения у детей

107

Описание

Несоциализированное расстройство – сочетание диссоциативного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.
Социализированное расстройство означает, что при наличии поведенческих нарушений дети обычно хорошо объединяются с группой сверстников.

Симптомы

Определяется несколько разновидностей расстройств поведения. Дети и подростки с индивидуальным агрессивным поведением эгоистичны, плохо контактируют с другими, у них отсутствует чувство вины. При групповом расстройстве поведения подростки лояльны к ровесникам (например, членам подростковой группы), часто за счет посторонних. Некоторые дети и подростки демонстрируют признаки как индивидуального агрессивного поведения, так и группового расстройства поведения. Для оппозиционно-вызывающего расстройства характерно негативное, агрессивное, дерзкое поведение без фактического нарушения прав других. Такие дети знают различие между правильным и неправильным и чувствуют вину, если совершают что-нибудь «серьезное». Хотя первоначально оппозиционные проявления не являются расстройством поведения, они часто могут в него перейти.

Когда обратиться к врачу

При резко агрессивном поведении подростка, склонности к повреждению, мучительству (животных или других людей), при преступной деятельности.
Причины

Факторы, предрасполагающие к развитию различных форм нарушения поведения у подростков:

  • Аномалии характера, конституциональные психопатии и акцентуации – во многом определяется наследственностью.
  • Неврологическая микросимптоматика. Минимальное поражение головного мозга.
  • Инфантилизм и акселерация – неравномерность физического и психического созревания сверстников.
  • Пубертатный криз – кризис личностного развития, кризис самоидентификации.
  • Гиперпротекция со стороны взрослых.
Диагностика

Диагностика поведенческих расстройств проводится психиатром на основании личного обследования, тестов, наблюдения за ребенком.

Психотерапия помогает повысить самооценку ребенка или подростка и самоконтроль, что в свою очередь улучшает поведение. Морализирование и угрозы бесполезны. Часто ­самый большой успех приносит изоляция ребенка от разрушительной окружающей среды и строгая дисциплина. Необходимо также формирование положительных интересов: учебных, профессиональных, спортивных.