Правда и мифы о поколении Z


Поколением Z принято называть современных детей и подростков. Считается, что это «дети, родившиеся со смартфоном в руках», настоящие асы в области использования цифровых технологий. Но при этом они замкнуты и не очень приспособлены к обычной жизни. Так ли это?

Недавно мифы о поколении Z прокомментировали исследователи из Института образования НИУ Высшая школа экономики. И оказалось, что далеко не все они находят подтверждение.

Что такое поколение Z?

Американские историки Уильям Штраус и Нил Хау в конце 1980-х годов разработали Теорию поколений. Они определили поколение Z как людей, которые родились после 2005 года (российские исследователи начинают отсчет с 1995 года) и живут в эпоху цифровых технологий, мирового экономического кризиса и борьбы с терроризмом. Также их называют «цифровыми аборигенами» или iGen, и именно с компьютерами и гаджетами и связано большинство мифов о современных детях и подростках.

Миф 1 – представители поколения Z хорошо работают в режиме многозадачности


Истоки этого мифа совершенно очевидны: современный подросток может одновременно слушать музыку, играть, общаться со сверстниками в чате и при этом якобы делать домашнее задание. Безусловно, он при этом решает сразу несколько задач. Но ученые, исследовавшие этот феномен, пришли к выводу, что и взрослые в современном мире вынуждены решать одновременно несколько задач. Проще говоря, многозадачность – это не характеристика поколения, а веление времени. При этом взрослые справляются с ней более успешно, а дети сами признают, что им сложно делать одновременно несколько дел качественно.

Миф 2 – современные дети чуть ли не от рождения умеют пользоваться гаджетами и компьютерами

И более того – уроки информатики им не нужны, потому что они сами могут научить кого хочешь информационным технологиям. И это не так. Детальные исследования выявили, что школьники умеют пользоваться популярными программами. Но вот корректно использовать антивирус или повести себя правильно в ситуации, когда что-то пошло не так, они не могут. Эти навыки у них абсолютно на том же уровне, что и у их родителей.

Миф 3 – современным детям нужно более технологичное образование

И этот миф не выдерживает проверки реальностью. Так как дети – не такие уж умелые пользователи гаджетов, применение ультрасовременных технологий в образовании им иногда мешает. Не говоря уже о том, что для части учителей это тоже дискомфортно.

Миф 4 – современные подростки совсем не общаются


Этот миф связан с тем количеством времени, которое дети «зависают» в интернете и социальных сетях. «Лаборатория Касперского» проводила исследование и выяснила, что 68% российских подростков (14-16 лет) почти постоянно находятся в сети. Их сверстники в Великобритании и Германии ведут себя похожим образом, но показатели там ниже – 60% и 58%.  Около 80% детей проводят в Интернете в среднем три часа в день, а кто-то и больше.

Специалисты из НИУ ВШЭ с этим не спорят, но отмечают, что современное сетевое общение становится все более личным. Оно имеет уже практически все те же особенности, что и общение лицом к лицу, а иногда Интернет может стать тем источником поддержки, которая нужна людям в сложных ситуациях.

Миф 5 – дети сегодня совсем не читают

Ученые признают – да, дети и подростки читают меньше бумажных книг, чем поколение их родителей. Но если взять в совокупности – чтение сетевых материалов, прослушивание аудиокниг – объем потребляемой информации оказывается даже больше, чем у родителей. Но вот сложность этих текстов оказывается на более низком уровне.

Миф 6 – современные подростки больше склонны к депрессиям и суицидам


К сожалению, склонны. Но не только подростки – ученые обращают внимание на общий рост числа депрессивных заболеваний в обществе. По состоянию на 2000 год Всемирная организация здравоохранения называла депрессию пятым по распространенности психическим заболеванием. Эксперты Минздрава не исключают, что к 2020 году она может выйти на первое место.

Правда, распространенность депрессии среди подростков действительно выше, чем среди взрослых. Причины расстройств у подрастающего поколения – это проблемы в школе, в семье, буллинг (в том числе и в сети), а также так называемая «фейсбук-депрессия». Она возникает, когда, например, посты набирают слишком мало лайков или когда просмотр ленты друзей рождает ощущение, что у всех все хорошо, только не у вас.

Миф 7 – если у подростка забрать гаджеты, то он не найдет, чем себя занять

Ученые не спорят – это так и подтверждено многочисленными экспериментами. Но точно так же ведут себя и взрослые.

Интересный эксперимент провели исследователи из Университета Маастрихта (Голландия). Они набрали группу испытуемых и предложили им в один день смотреть фильм, а в другой день – только фрагмент фильма продолжительностью чуть больше минуты, который все время повторялся. В день, когда к просмотру был предложен один фрагмент, все зрители были поделены на две группы. Одна могла без ограничений есть конфеты, вторая могла добровольно (!) бить себя током небольшой силы. И каково же было удивление ученых, когда они поняли, что со скуки люди могут не только бесконечно поглощать шоколадки, но и применять ток. Только два человека из 30 не стали этого делать. Так что скучать не любит никто.

Но если вы все-таки верите в цифровое поколение, то почитайте о том, можно ли подключить мозг к компьютеру.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: