Ксенон “вне закона”

11

Наказание в виде лишения водительских прав от 6 месяцев до одного года может постигнуть водителей, которые устанавливают ксеноновые лампы в фары, предназначенные для ламп накаливания.

В феврале 2010 года ГИБДД России решила ужесточить борьбу с водителями, использующие для своего автомобиля самодельные ксеноновые фары. Поскольку фабричные ксеноновые фары – вещь довольно дорогостоящая, умельцы попросту вставляют ксеноновые лампы в обычную фару, не имеющую необходимых светоотражателей, и напротив – имеющую насечки на стекле, которые рассеивают яркий ксеноновый свет, делая его опасным для водителей встречных машин. Подобную услугу оказывают во многих автосервисах, и она пользуется постоянным спросом.

Представитель пресс-службы ДОБДД МВД России заявил, что самовольное применение газоразрядных источников света (ксеноновых ламп) в обычных фарах квалифицируется по закону как административное правонарушение в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, а именно как “несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации” , и что отныне представители Госавтоинспекции будут наказывать за такие нарушения конфискацией этих световых приборов и лишением водительских прав на срок от полугода до года. Правда, решение о сроке лишения прав будет определяться, как и любое другое административное правонарушение, в суде, а не инспектором ГИБДД прямо на дороге.

Из истории ксенона.

Вопрос освещения трассы перед движущейся машиной был всегда актуален. На смену первым газовым фарам пришли пропановые, затем лампы накаливания, затем галогеновые, а уж после них появились ксеноновые. В яркости света ксеноновые лампы

(HID лампы) намного превзошли своих предшественников. Они представляют собой газоразрядную колбу, внутри которой находится смесь инертных газов, в том числе ксенон, за счет свечения которого после подачи разряда высокого напряжения (около 25 кВ) от одного электрода к другому и получается световой поток высокой интенсивности.

Самым большим преимуществом ксеноновых фар является их т.н. цветовая температура – физическая величина, имеющая ключевое значение при освещении. Ксеноновые лампы имеют цветовую температуру 4.300 градусов по Кельвину, намного обгоняя галогеновые лампы (2.800 градусов) и максимально приближаясь к цветовой температуре Солнца

( 5.000-6.000 градусов). Таким образом, ксеноновая лампа имеет максимально приближенный к солнечному свету спектр излучения, обеспечивая наиболее естественное освещение, что благотворно сказывается на зрении человека.

Кстати, о зрении

Свет – видимое излучение – является основным раздражителем глаза, обеспечивающим зрительное восприятия мира. Помимо основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного характера. Воздействуя через адекватный рецептор – орган зрения, он вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности), возбуждает или угнетает центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая его деятельное состояние. Но свет зачастую оказывает и вредные воздействия на организм, и первой “мишенью” в этом случае становятся глаза.

Даже яркий солнечный свет при определенных условиях может вызывать опасные необратимые повреждения глаз, а уж созданные человеком мощные искусственные источники световых излучений (в особенности в том случае, если они возникают внезапно и в полной темноте) – тем более. Например, резкое изменение уровня общей освещенности или яркости рассматриваемых объектов обусловливает нарушение зрительного восприятия в течение промежутка времени, необходимого для перехода на новый уровень адаптации. Это явление в физиологической оптике получило название “ослепление”. Именно “ослепление” водителя на дороге ярким светом “неправильных” фар и является причиной большой доли дорожно-транспортных происшествий. В некоторых же экстремальных ситуациях слишком яркий свет способен оказать повреждающее действие на глаз – т.н. фотоповреждение. Оно может привести к дегенерации клеточных элементов сетчатки, в первую очередь ее рецепторов и клеток пигментного эпителия. Наиболее же подвержены повреждению фоторецепторные клетки сетчатки – палочки и колбочки. В итоге сложный механизм нарушения клеточных контактов между наружными сегментами фоторецепторов и клетками пигментного эпителия приводит к развитию воспаления глаз.

Что же касается именно ксеноновых ламп, в настоящее время нет сведений об их вреде к для глаза человека, в отличие, например, от лазерных вспышек высокой частоты или прямых ультрафиолетовых лучей.

С другой стороны, фары же с HID лампами для любого автомобилиста имеют неоспоримые преимущества перед своими предшественниками – при более мощном световом потоке они потребляют меньше мощности, чем другие, в 20-30 раз дольше служат и обладают высокой вибростойкостью (учитывая особенности российских дорог, это очень важно) за счет отсутствия нити накаливания, которая и рвется от тряски. К этому можно добавить и то, что ксеноновое освещение обеспечивает лучшую обзорность, особенно в дождливую туманную или снежную погоду. К тому же в любой густой туман водитель избежит ослепления вследствие т.н. создания фарами т. н. “световой стены”- то есть отражения света от тумана, ведь лучи ксенонового света легко “пробивают” туман и освещают не капли дождя или плотность тумана, а именно полотно дороги.

В чем же проблема?

Как следует из технических характеристик, ксеноновые лампы имеют сплошные плюсы. Поэтому требуется уточнить – за что именно будут лишать прав водителей? И это очень важно, ведь ГИБДД не против непосредственно ксеноновых ламп, а против лишь подделок под них. А помимо самодельных HID фар, на рынке есть и многочисленные фабричные подделки, т.н. “псевдоксенон”. Просто некоторые производители несанкционированно выпускают обычные галогеновые фары, раскрашивая колбу ламп голубоватым красителем, или же увеличивают ее потребляемую мощность. Фара светится очень ярким и красивым бело-голубым светом, почти как настоящий ксенон.

Но есть одно маленькое “но”: в первом случае освещенность дороги в ночное время еще хуже, чем при использовании простой лампы – краска мешает, а во втором – фара сильно нагревается, и при попадании воды ее стекло часто лопается. Все это, опять же, создает на дороге опасность дорожных происшествий.