Прокрастинация: как перестать откладывать все дела на потом


По данным ВОЗ, больше 50% людей – хронические прокрастинаторы. Они опаздывают со сдачей проектов, не оплачивают вовремя счета и зависают в соцсетях на рабочем месте. Рассказываем, что делать, если у вас полно дел, а вы читаете наши статьи.

Что это такое?

Состояние, при котором человек игнорирует важные дела и занимается бытовыми мелочами. Или развлекается. При этом он полностью понимает важность и срочность работы. Этим прокрастинация отличается от лени: человек, которому лень что-то делать, полностью отдаёт себе в этом отчёт и не беспокоится по этому поводу. Он просто пытается избежать работы. А прокрастинатор ищет себе оправдания и чувствует вину.

Это состояние знакомо 96% людей и в целом считается нормальным. Прокрастинация становится проблемой только тогда, когда начинает причинять неприятности в работе, вызывать недовольство окружающих и т.д.

Почему я прокрастинирую?


Есть много теорий, которыми можно объяснить это явление. Самая популярная гласит, что за эмоции отвечает один участок мозга, а за планирование и внимание – другой. Из-за этого происходит конфликт между желанием развлечься и необходимостью делать что-то полезное. И если центр удовольствия побеждает, прокрастинатор откладывает работу и открывает пасьянс «Косынка».

Как с этим бороться?

Опытный прокрастинатор и создатель сайта WaitButWhy.com Тим Урбан на конференции TED рассказал, что пособия по борьбе с прокрастинацией не работают. Ведь их пишут разумные, рациональные люди – иначе бы они не справились с таким объёмом текстов и исследований. Но всё же выход из положения искать нужно, иначе прокрастинация съест всю вашу жизнь.

Мы собрали главные советы учёных – если ни один из них вам не поможет, это уже повод обратиться к психоаналитику. Возможно, ваша склонность прокрастинировать – последствие какой-то более глубокой психологической проблемы.

1. Пишите списки


Разбивайте дела на небольшие и простые пункты. Например, вам нужно написать диплом. Составляйте примерно такие списки:

  1. Сформулировать тему
  2. Найти требования к оформлению
  3. Включить компьютер и создать документ
  4. Сделать титульный лист

Так большая и очень тяжёлая задача превращается в несколько маленьких и простых.

2. Блокируйте доступ в соцсети

Это самый сильный отвлекающий фактор. Вырвите глаз, который вас соблазняет: скачайте программу, которая временно заблокирует доступ к соцсетям. И выключите все уведомления на телефоне.

3. Будьте реалистом

Не ставьте себе слишком сложных задач: чем тяжелее вам предстоит работа, тем сложнее будет за неё взяться. В итоге вы просто перенесёте её на потом и будете весь день смотреть котов на ютубе.

4. Занимайтесь хотя бы чем-нибудь


Вам нужно было написать большой и нудный отчёт, но вместо этого вы сходили в спортзал, купили продуктов и позвонили маме. Что ж, это уже неплохо. По крайней мере, день не прошёл впустую.

5. Занимайтесь тем, что вам по-настоящему нравится

Быть может, дело не в прокрастинации? Возможно, вам просто не нравится то, что вы делаете? Или в глубине души вы не считаете, что это занятие вообще вам будет полезно? Стали бы вы прокрастинировать, если бы работали не там, где больше платят, а там, где всегда мечтали?

6. Повысьте ставку

Бывает так, что люди откладывают дела, потому что знают: даже если они их не выполнят, ничего страшного не случится. Сделайте так, чтобы случилось: например, поспорьте на деньги, что вы начнёте ходить в спортзал.

А что делать, если вы бы с радостью занялись полезными делами, но ни на что не хватает энергии? Ищите ответ в статье «Пожиратели энергии: 7 привычек, которые незаметно отнимают у нас силы».

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: