Как предотвратить детскую глухоту?

Как утверждают специалисты, четвертая часть всех пациентов с нарушением слуха страдают им с детства. По меньшей мере, половину всех случаев ухудшения или потери слуха можно предотвратить. Основную роль в профилактике нарушений слуха играет иммунизация против таких детских болезней, как корь, менингит, краснуха и свинка. Выявление и лечение нарушений слуха у младенцев и детей младшего возраста чрезвычайно важно для их полноценного развития: не слыша, ребенок никогда не научится нормально говорить.

Своевременное определение этих проблем позволяет рано начать вмешательства, нацеленные на увеличение коммуникативных, социальных и образовательных навыков у этих детей.
Давно ведутся споры о ценности избирательного скрининга на слух и о всеобщем аудиологическом скрининге в период новорожденности. К сожалению, только половина новорожденных со значительным нарушением слуха выявляются с использованием селективного (выборочного) скрининга на присутствие или отсутствие факторов риска нарушений слуха.

К ним относятся:

  • наследственный синдром (наличие в роду глухих и слабослышащих родственников);
  • слуховые аномалии детства, анатомические пороки развития головы, шеи или ушей;
  • вес при рождении менее 1500 г;
  • уровень билирубина в крови, превышающий критический уровень;
  • тяжелая асфиксия при рождении;
  • введение больших доз мощных антибиотиков (ототоксических препаратов);
  • инфекции (бактериальный менингит, цитомегаловирус, сифилис, герпес, токсоплазмоз);
  • низкая оценка общего состояния новорожденного через минуту после рождения и повторно через пять минут по шкале “апгар” (Apgar): пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы, цвет кожи.

Специалисты делают акцент на генетических нарушениях, которые автоматически в восемь (!) раз повышают риск развития нарушений слуха. В то же время примерно у половины малышей, страдающих дефицитом слуха, не выявлено известных на сегодня факторов риска. Еще более любопытным является тот факт, что у половины малышей из групп риска нарушения слуха остаются не выявленными.

Ежегодно по всему миру из каждых 100.000 новорожденных в “стране глухих” оказывается до 200 человек. Немало само по себе, тем более, если учесть, что каждые пять минут на Земле появляется еще один такой младенец. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 300 миллионов человек во всем мире страдают нарушением слуха, под которым подразумевается полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

По данным американских педиатров, средний возраст, в котором ребенок со значительными отклонениями от слуховой нормы выявляется в США, – 14 месяцев. Итальянские врачи сообщают о том, что детям, которым не был проведен аудиологический скрининг на момент рождения, диагноз “глухота” выставляется с чрезвычайным запозданием: на 22-28-м месяцах жизни. Ведущие научно-исследовательские институты мира, специализирующиеся в данной области, подтверждают, что максимально ранняя диагностика болезни в сочетании с хирургическим вмешательством в первые 6-12 месяцев жизни приводит к значительному улучшению психического и умственного развития ребенка и резкому сокращению уровня инвалидности.

Ученые делают вывод о том, что в идеале первый скрининг должен проводиться до выписки из роддома.

В 1999 году правительство США подтвердило приверженность политике всеобщего скрининга слуха в период новорожденности с целью выявления всех новорожденных со значительным нарушением слуха к трехмесячному возрасту так, чтобы начать вмешательство к шестимесячному возрасту.
Спустя 10 лет, в конце 2009 года, Министерство здравоохранения Израиля издало приказ, согласно которому аудиологический скрининг новорожденных в течение первых 24 часов после появления младенцев на свет становится обязательной процедурой для всех родильных домов и отделений.
Приближаясь к стандартам развитых стран Европы, вот уже семь лет Италия проводит первичный аудиологический скрининг новорожденных в рамках национальной программы “Глухие дети Италии”. Проект осуществляется под руководством Института социальных проблем (Istituto per gli affari sociali; IAS), который на сегодняшний день является обладателем крупнейшей в мире базы данных о детях с нарушениями слуха, появившихся на свет на территории страны. Институт поддерживает прямую связь со всеми родильными клиниками и отделениями страны. В планах – формирование “Национального реестра глухих и слабослышащих людей”, проживающих в Италии.

Новорожденные до 6 месяцев, а также младенцы, с нарушениями, выявленными при первичном аудиологическом скрининге, традиционно исследуются с использованием тестирования реакции ствола мозга (методика ABR). Более современная физиологическая методика – тестирование отоакустической эмиссии или вызванных потенциалов мозга (методика OAE) – является многообещающей как простая скрининговая методика.
Некоторые педиатры защищают двухшаговую скрининговую стратегию, посредством которой детей, имеющих недостаточность при тестировании отоакустической эмиссии, направляют для скрининга с помощью исследования реакции ствола мозга. Пока лучший скрининговый метод не появится, специфическая методология скрининга слуха у новорожденных ограничена этими тестами.

Детей старше 6 месяцев можно исследовать с использованием поведенческих, слуховых реакций ствола мозга или тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от используемой методики скрининговые программы должны быть способны определять потерю слуха в 30 децибелл или более в 500-4000 Гц области (речевая частота) – уровень дефицита, при котором нормальное развитие речи может нарушаться. Если подтверждается дефицит слуха, ребенка следует своевременно направить для дальнейшего обследования и получения необходимой помощи в виде направленного образования и социализации.

По официальным данным ВОЗ, в Российской Федерации из 1000 новорожденных один ребенок рождается с тотальной глухотой. Кроме того, в течение первых 3-х лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка из тысячи.

Вдобавок к выполнению грубой оценки слуха и опросу родителей относительно слуховых проблем при каждом диспансерном визите в США, как и в России, проводится формальный скрининг слуха у всех детей в возрасте 3, 4, 5, 7 и 10 лет и каждые 2-3 года в подростковом возрасте.

Что означает “неуд” по аудиологическому скринингу?

Если новорожденный младенец не удовлетворяет стандартам аудиологического скрининга, причин может быть несколько, а нарушения слуха (постоянные или хронические) – лишь одна из них. Для новорожденных характерен застой амниотической жидкости (жидкость, которая окружает плод, пока он пребывает в материнской утробе) в слуховом канале. Эта жидкость препятствует прохождению звуковой волны во внутреннее ухо. Застой жидкости в среднем ухе, позади барабанной перепонки, создает те же помехи, к тому же является частой причиной отитов (воспалений уха). После устранения этих преград назначают “переэкзаменовку”. Другая типичная причина – шумная реакция самого малыша на проведение исследования. В этих случаях чувствительные приборы регистрируют только детские крики и плач. Поэтому предпочтительнее проводить скрининг, когда ребенок не испытывает беспокойства или вообще спит.

В чем разница между плановым (диагностическим) обследованием на качество слуха и аудиологическим скринингом?

Прежде всего, разница заключается в количестве информации, которую удается получить в ходе планового обследования и скрининга. Предположим, ребенок “провалил” аудиологический скрининг. Перед нами всего лишь голый факт. Теперь предстоит получить ответы на следующие вопросы: действительно ли у ребенка имеются нарушения слуха, в каком объеме, носят ли они постоянный или временный характер. С этой целью проводится диагностическое обследование слухового анализатора.

Естественно, оно занимает больше времени, чем скрининг, и предполагает активный контакт с ребенком. Для сравнения: первичный скрининг может проводиться, даже когда ребенок спит. При этом предполагается проведение OAE-теста и ABR-теста с последующим сравнительным анализом полученных результатов. Для большей полноты результатов выполняется еще один, специальный тест: ребенка на 45 минут оставляют спать в пустом помещении и проверяют его реакцию на возбудители. Достоверность результатов диагностического обследования напрямую зависит от объема полученной информации.

Что делать, если малышу не провели аудиологический скриниг в роддоме?

В этом случае ребенок должен пройти полное диагностическое обследование в специализированном медицинском учреждении.

Справка “Здоровье-инфо”:

С рождения человек наделен несколькими “рецепторными” органами, предназначенными для регистрации внешних воздействий. Ухо – один из таких “информационных входов”, через которые организм получает полную и объективную картину окружающего мира, что позволяет ему “выбрать” оптимальный вариант реакции – внутренней, двигательной, поведенческой. Как и все анализаторные системы, звуковой анализатор имеет уровневое строение: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Ухо состоит из трех основных отделов

Orecchio esterno – наружное ухо (видна ушная раковина и наружный слуховой проход)
Orecchio medio – среднее ухо (видны барабанная перепонка, за ней – молоточек, наковальня и стремечко)
Orecchio interno – внутреннее ухо (видны полукружные каналы и улитка)

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: