Синдром дефицита внимания у детей

2578

Описание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это хроническое состояние, которое поражает миллионы детей и часто сохраняется во взрослом возрасте. СДВГ – это комплекс проблем, больному человеку трудно концентрироваться, он гиперактивен и импульсивен.

У детей с СДВГ может быть низкая самооценка, им трудно выстраивать отношения и учиться в школе. Иногда симптомы уменьшаются с возрастом. Однако некоторые люди никогда на «перерастают» это состояние, но могут научиться жить с ним и добиваться успеха.

Лечение не излечивает СДВГ, а уменьшает его симптомы. Обычно лечение подразумевает прием лекарств и коррекцию поведения. Ранняя диагностика и лечение значительно улучшают прогноз.

Симптомы

В прошлом СДВГ называли нарушением внимания. Но название изменили, чтобы оно включало два главных проявления болезни: нарушение внимания и гиперактивное импульсивное поведение. У некоторых детей симптомы проявляются очень рано – уже в 2-3 года.

Симптомы СДВГ:

  • Ребенку трудно удерживать внимание
  • Ребенок часто мечтает и фантазирует
  • Ребенку трудно следовать инструкциям, он не слушает их
  • Ребенку трудно организовывать дела
  • Ребенок забывчив, он часто забывает нужные вещи, например, книги, карандаши или игрушки
  • Ребенок часто не заканчивает домашнее задание, работу по дому или другие дела
  • Ребенка легко отвлечь
  • Ребенок часто ерзает и кривляется
  • Ребенку трудно усидеть на месте, он постоянно в движении
  • Ребенок слишком разговорчив
  • Ребенок часто вмешивается в чужие разговоры и игры
  • Ребенку трудно дождаться своей очереди

СДВГ чаще возникает у мальчиков, чем у девочек, поведение при СДВГ у разных полов может отличаться. Например, у мальчиков более ярко проявляется гиперактивность, а у девочек – невнимательность.


Нормальное поведение или СДВГ?

Большинство здоровых детей время от времени невнимательны, гиперактивны или импульсивны. Для дошкольников нормально быть не очень внимательными, не задерживаться долг на одном виде деятельности. Даже у более старших детей и подростков уровень внимания зависит от того, насколько деятельность интересна.
То же самое и с гиперактивностью. Маленькие дети энергичны по своей природе – они часто изматывают родителей, хотя сами ничуть не успели устать. Кроме того, некоторые дети естественным образом более активны, чем другие. Нельзя диагностировать СДВГ только на том основании, что ребенок отличается от своих друзей, братьев и сестер.
Если ребенок плохо учится в школе, но справляется с домашними обязанностями или не испытывает проблем в общении с друзьями, то причина его неуспеваемости – не СДВГ. То же самое и с теми детьми, которые гиперактивны и невнимательны в дома, но в школе и с друзьями не испытывают проблем.


Когда обратиться к врачу?

Если вам кажется, что у ребенка есть симптомы СДВГ, обратитесь к педиатру или семейному врачу. Врач может направить вас к специалисту, но прежде важно провести первичное обследование, чтобы выявить возможные причины проблем ребенка.
Если ваш ребенок уже проходил лечение от СДВГ, то он должен регулярно проходить проверку, пока симптомы не уменьшатся значительно, а затем каждые 3-4 месяца. Сообщите врачу, если появились какие-либо побочные эффекты лечения, например, потеря аппетита, проблемы со сном, повышенная раздражительность или если нет улучшения состояния, несмотря на проводимое лечение.

Причины

В данный момент причины СДВГ неизвестны, исследования этого вопроса продолжаются.

Показано, что множество факторов связано с развитием СДВГ. Они могут передаваться по наследству – исследования выяснили, какие гены играют роль. Также свой вклад могут вносить некоторые факторы окружающей среды, а также особенности центральной нервной системы.

Факторы риска

Факторы риска СДВГ включают:

  • Родственники (родители, братья или сестры) с СДВГ или другими психическими отклонениями
  • Токсические вещества в окружающей среде, например, свинец, который присутствует в краске и трубах старых зданий
  • Употребление наркотиков, алкоголя или курение матери во время беременности
  • Воздействие токсических веществ на мать во время беременности (например, полихлорбифенилами)
  • Преждевременные роды

Множество различных факторов мешают ребенку быть сосредоточенным, но это не то же самое, что СДВГ.

Осложнения

СДВГ усложняет жизнь ребенка:

  • Ему трудно учиться в школе, он не успевает, его осуждают другие дети и взрослые
  • У детей с СДВГ чаще происходят травмы и повреждения, по сравнению со здоровыми детьми
  • У них низкая самооценка
  • Им труднее взаимодействовать с ровесниками и взрослыми
  • У них повышен риск злоупотребления алкоголя, наркотиков и других видов девиантного поведения


Сопутствующие патологии

СДВГ сам по себе не вызывает других психологичеких или физических заболеваний. Тем не менее, у детей с СДВГ чаще развиваются следующие состояния:

  • Трудности обучения, в том числе проблемы понимания и коммуникации
  • Тревожные расстройства, что приводит к слишком сильным переживаниям, нервозности и ухудшению симптомов СДВГ до тех пор, пока не будет вылечена тревога
  • Депрессия, которая часто возникает у детей с СДВГ
  • Биполярное расстройство, которое совмещает депрессии и маниакальное поведение
  • Оппозиционное вызывающее расстройство, которое проявляется негативным, дерзким и враждебным поведением в ответ на авторитет
  • Расстройства поведения, асоциальное поведение, в том числе склонность к воровству, дракам, порче имущества, нанесению вреда людям и животным
  • Синдром Туретта – неврологическое заболевание, при котором присутствуют повторяющиемя мышечные или голосовые тики

Сначала отведите ребенка к педиатру или семейному врачу. В зависимости от результатов первичного осмотра врач направит вас к более узкому специалисту: педиатру, занимающемуся поведением и развитием детей, психологу, психиатру или педиатру-неврологу.


Что вы можете сделать?

  • Составьте список всех симптомов и трудностей, с которыми встречается ребенок дома или в школе
  • Запишите ключевую информацию о ребенке, включая значительные стрессы или недавние изменения в жизни
  • Составьте список лекарств, витаминов, трав и добавок, которые принимает ребенок
  • Принесите с собой результаты всех предыдущих обследований и тестов, если они у вас есть
  • Составьте список вопросов, которые вы хотите задать врачу


Вот ряд основных вопросов:

  • Что, кроме СДВГ, может быть причиной симптомов?
  • Какие тесты нужно пройти?
  • Какие существуют способы лечения? Какие вы порекомендуете?
  • Каковы альтернативы подхода?
  • У моего ребенка есть другие заболевания. Есть ли особенные указания в этом случае?
  • Нужно ли показать ребенка другому специалисту?
  • Есть ли более дешевый аналог лекарства (дженерик), которое вы назначили?
  • Какие ожидать побочные эффекты?
  • Нет ли у вас брошюры или другого печатного материала по данной теме? Какие вебсайты вы посоветуете?

Не стесняйтесь задавать и другие вопросы, которые возникнут у вас.


Чего ждать от врача?

Будьте готовы ответить на ряд вопросов врача, в том числе таких:

  • Когда вы впервые заметили эти особенности поведения ребенка?
  • Такое поведение проявляется постоянно или время от времени?
  • Насколько сильные затруднения испытывает ребенок?
  • Есть ли что-нибудь, что ухудшает симптомы?
  • Есть ли что-нибудь, что уменьшает симптомы?
  • Употребляет ли ребенок кофеин? Сколько?
  • Как долго спит ребенок? Как протекает его сон?
  • Как ребенок учился раньше и как он учится сейчас?
  • Читает ли ваш ребенок дома? Трудно ли ему читать?
  • Какие дисциплинарные методы вы применяете дома? Какие из них эффективны?
  • Опишите, кто живет дома, и как проходят дни.

До тех пор, пока симптомы СДВГ не разовьются полностью и не начнут приводить к явным и постоянным проблемам в школе и дома, диагноз не может быть установлен.

Специальных методов диагностики СДВГ не существует, для диагностики проводят следующие исследования:

  • Медицинский осмотр, чтобы выявить другие возможные причины симптомов
  • Сбор информации, например, о состоянии здоровья ребенка, членов его семьи, а также информации о его пребывании в школе
  • Расспрос членов семьи, учителей или других людей, которые хорошо знают вашего ребенка, например, няни или тренера
  • Шкалы СДВГ, чтобы объединить и оценить полученную информацию


Диагностические критерии СДВГ

Чтобы установить диагноз СДВГ, нужно чтобы ребенок подходил под критерии, разработанные Американской Ассоциацией Психиатров. У ребенка должно быть шесть или более признаков или симптомов из одной или обеих категорий, указанных ниже:


Дефицит внимания

  • Часто невнимателен к деталям или делает ошибки из-за невнимательности в школьных заданиях или других делах
  • Часто не может долго поддерживать внимательность при выполнении задач или во время игр
  • Часто кажется, что не слушает, когда к нему обращаются
  • Часто не следует инструкциям и не заканчивает школьные задания или домашние дела
  • Часто испытывает затруднения в планировании дел
  • Избегает, не одобряет или сопротивляется вовлечению в деятельность, в которой нужно думать, например, учеба в школе или домашнее задание
  • Часто теряет вещи, нужные для различных дел (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги)
  • Часто и легко отвлекается
  • Часто забывает что-то


Гиперактивность и импульсивность

  • Часто ерзает, не может спокойно расположить руки и ноги, кривляется
  • Часто встает со стула в ситуации, когда нужно сидеть (например, на уроке)
  • Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это не предполагается
  • Часто не может спокойно играть или заниматься хобби
  • Часто готов вот-вот сорваться с места
  • Часто слишком много говорит
  • Часто отвечает на вопрос чаще, чем вопрос будет произнесен до конца
  • Часто не может дождаться своей очереди
  • Часто вмешивается в чужие разговоры или игры


Помимо шести и более признаков в одной или двух вышеописанных категорий, ребенок с СДВГ:

  • Имеет нарушение внимания и признаки гиперактивности и импульсивности, которые вызывают проблемы
  • Ведет себя ненормально для детей данного возраста
  • Демонстрирует эти симптомы не менее шести месяцев
  • Испытывает проблемы в двух или трех из основных областей (семья, школа и взаимоотношения), например, в семье и в школе


Часто у детей с СДВГ диагностируют один из подтипов СДВГ:

  • СДВГ с дефицитом внимания. У ребенка есть по меньшей мере шесть симптомов дефицита внимания из вышеуказанного списка. Он может спокойно сидеть или ладить с другими, но не может сосредоточиться
  • СДВГ с гиперактивностью и импульсивностью. У ребенка есть по меньшей мере шесть симптомов гиперктивности и импульсивности из вышеуказанного списка. Это состояние может быть ошибочно принято за эмоциональные проблемы и недостаточную дисциплинированность
  • Спешанный тип СДВГ. У ребенка есть шесть или более симптомов из каждого списка симптомов, указанных выше.


Другие заболевания, проявляющиеся сходным образом

Ряд заболеваний или их лечение могут демострировать симптомы, аналогичные симптомам СДВГ, или существовать одновременно с СДВГ, например:


Диагностика СДВГ у маленьких детей

Хотя симптомы СДВГ иногда можно заметить и у дошкольников, и у младших детей, диагностика СДВГ в этой возрастной группе затруднена, потому что такие нарушения развития, как нарушение развития речи могут быть приняты за СДВГ. По этой причине дошкольников и маленьких детей должен осматривать специалист, например, психолог, психиатр, логопед или педиатр, специализирующийся на развитии.

Стандартное лечение детей с СДВГ включает лекарственные препараты, образовательную программу, тренировки и консультации. Такое лечение уменьшает многие симптомы СВДГ, но не лечит само заболевание. Может потребоваться время, чтобы выяснить, какое лечение наиболее подходит вашему ребенку.


Стимуляторы

В настоящее время стимуляторы (психостимуляторы) чаще всего назначают для лечения СДВГ. Стимуляторы повышают и регулируют уровень особых веществ мозга – нейромедиаторов. Эти препараты помогают уменьшить симптомы нарушения внимания и гиперактивности – иногда очень заметно.
К этой группе относятся метилфенидат, декстроамфетамина-амфетамин и лиздексамфетамин.
Стимуляторы существуют в виде препаратов короткого и длительного действия. Препараты длительного действия выпускают в виде пластырей, которые можно носить на бедре.
Дозировка зависит от каждого конкретного случая, так что может потребоваться время, чтобы установить подходящий режим приема. Дозу следует изменить, если возникли побочные эффекты или по мере взросления ребенка. Расспросите врача о возможных побочных эффектах стимуляторов.


Стимуляторы и проблемы с сердцем

В редких случаях приема стимуляторов наступала смерть детей или подростков, связанная с нарушением работы сердца. Пока нет доказательств, что эти препараты повышают риск внезапной смерти, но если он есть, то для детей с предсуществующим заболеванием сердца. Врач должен убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с сердцем, и расспросить вас о факторах риска и семейном анамнезе сердечных заболеваний, прежде чем назначить стимуляторы.


Другие препараты

Также лечение СДВГ проводят атомоксетином и такими антидепрессантами как бупропоин и дезипрамин. Также было показано, что эффективны клонидин и гуанфацин. Атомоксетин и антидепрессанты действуют медленнее, чем стимуляторы, и может потребоваться несколько недель, пока они не окажут эффект в полной мере. Они могут быть хорошим вариантом, если ваш ребенок не может принимать стимуляторы из-за проблем со здоровьем или выраженных побочных эффектов.
Спросите врача о побочых эффектах любого из этих лекарств.


Риск самоубийства

Хотя это пока не доказано, существует мнение, что прием препаратов от СДВГ (но не стимуляторов) несколько повышает риск суицидальных мыслей у детей и подростков. Если вы заметили признаки суицидальных мыслей или другие признаки депрессии, обратитесь к врачу.


Правильный прием лекарств

Очень важно следить, чтобы ребенок принимал лекарство в правильном количестве. Родители могут беспокоиться по поводу привыкания к этим препаратам, но нет доказательств, что при приеме в правильной дозе по назначению врача лекарство может вызвать привыкание.
С другой стороны, братья, сестры или одноклассники ребенка с СДВГ могут злоупотреблять стимуляторами. Чтобы прием лекарств был безопасен, соблюдайте следующее:

  • Следите за приемом лекарства. Ребенок не должен принимать лекарство без надзора
  • Дома держите препарат в коробочке с защитой от детей. Передозировка стимуляторов вызывает серьезные и порой опасные для жизни последствия
  • Не давайте лекарства ребенку в школу. Приносите препараты самостоятельно или попросите это сделать школьного медработника


Коррекция поведения при СДВГ и консультации

Положительный эффект оказывает бихевиористская терапия и консультации, которые проводят психиатр, психолог, социальный работник или другой профессионал. У некоторых детей с СДВГ есть и другие расстройства, например, тревожное расстройство или депрессия. В таких случаях консультации помогут в решении обеих проблем.

Вот примеры возможных способов лечения:

  • Бихевиористская терапия. Учителей и родителей обучают способам изменения поведения, чтобы справляться со сложными ситуациями. Например, введение системы символических вознаграждений или перерывов
  • Психотерапия позволяет подросткам с СДВГ поговорить о том, что их беспокоит, изучить свои негативные модели поведения и научиться справляться с симптомами
  • Тренировки для родителей помогут понять поведение ребенка или научиться управлять им
  • Семейная терапия учит родителей, братьев и сестер справляться со стрессом из-за того, что они живут с человеком, страдающим СДВГ
  • Тренировки для улучшения социальной жизни помогут ребенку научиться приемлемому поведению в социуме

Для достижения наилучших результатов должна работать команда: родители, учителя, психотерапевты и врачи. Узнавайте больше о СДВГ и подскажите учителю источники информации, чтобы он мог работать с ребенком во время занятий в школе.

Поскольку СДВГ – сложное состояние и каждый больной индивидуален, трудно дать рекомендации, которые помогут каждому ребенку. Но некоторые советы помогут создать условия, которые дадут ему достичь успеха.


Ребенок дома

  • Покажите свою любовь к ребенку. Детям нужно слышать, что их любят и ценят. Фокусируясь на плохом поведении, вы вредите вашим отношениям и понижаете самоуважение и самооценку ребенка. Если у ребенка трудные времена, то поддержите его словами, улыбкой, похлопыванием по плечу или объятиями. Подберите способы выражения любви и делайте это регулярно.
  • Хорошо проводите время с ребенком.  Сделайте попытку принять и оценить по достоинству ребенка – это совсем не трудно. Один из лучших способов сделать это – проводить с ним больше времени. Это должно быть общение без других детей или взрослых. Уделяйте больше позитивного, чем негативного, внимания.
  • Найдите способ улучшить самооценку ребенка и его дисциплинированность. Дети с СДВГ часто очень хорошо занимаются искусством, музыкой, танцами или различными видами боевых искусств, например, карате или тэквондо. Но не заставляйте ребенка заниматься, если у него нет расположенности к этому. У всех детей есть особые таланты и интересы, которые следует поощрять. Частые небольшие успехи помогуть укрепить самооценку.
  • Используйте простые слова и показывайте, когда даете указания. Говорите медленно и тихо, будьте конкретны. Давайте одно указание за один раз. Смотрите ребенку в глаза до и во время озвучивания поручения.
  • Придерживайтесь распорядка дня. В большом календаре отмечайте особенные дела, которые планируются в будущем. Детям с СДВГ трудно принять изменения. Не перескакивайте с одной деятельности на другую внезапно или хотя бы предупреждайте ребенка об этом.
  • Следите, чтобы ребенок отдыхал. Защитите ребенка от сильной усталости, поскольку она часто ухудшает симптомы СДВГ.
  • Выявляйте трудные ситуации. Старайтесь избегать ситуаций, трудных для ребенка, например, долгих лекций, походов по магазинам со слишком агрессивной рекламой.
  • Делайте перерывы, чтобы дисциплинировать ребенка. Перерывы могут быть короткими, но достаточными, чтобы ребенок взял себя в руки.
  • Сохраняйте спокойствие. Старайтесь оставаться спокойным, общаясь с ребенком, даже если он вышел из-под контроля. Если вы спокойны, то более вероятно, что ребенок перенимет это поведение и тоже успокоится.
  • Помните, что для улучшения нужно время. Ваши ожидания – и ожидания ребенка – должны быть реалистичными.
  • Не забывайте отдыхать. Изможденные и переживающие родители действуют менее эффективно.

 
 

Ребенок в школе

  • Обсудите образовательную программу. В школе могут быть специальные программы для детей с СДВГ или другими нарушениями, влияющими на обучение. Например, можно изменить систему оценок, учебный план, техники преподавания, способы самостоятельной работы.
  • Поговорите с учителем ребенка. Больше общайтесь с учителями, поддерживайте их попытки помочь вашему ребенку во время занятий. Убедитесь, что учителя следят за успеваемостью ребенка, поощряют его усилия, имеют достаточную гибкость и терпение.
  • Попросите, чтобы ребенку разрешили пользоваться компьютером. Иногда детям с СДВГ трудно писать, поэтому полезно позволить им пользоваться для этих целей компьютером.

Вот еще некоторые методы, которые вы можете попробовать, однако, наука пока не доказала их эффективность:

  • Йога и медитация. Регулярные упражнения йоги и релаксация могут помочь ребенку расслабиться и научиться дисциплине, что поможет контролировать симптомы СДВГ
  • Особая диета. Большинство диет подразумевают исключение продуктов, повышающих активность, например, сахара, а также таких частых аллергенов как пшеница, молоко и яйца. Некоторые диеты не содержат продуктов с искусственными красителями и добавками. Тем не менее, ни одно исследование не доказало, что смена диеты может уменьшить симптомы СДВГ, в том числе ограничение в сахаре. Кофеин в качестве стимулятора может вызывать опасные побочные эффекты и не рекомендуется.
  • Витамины и минералы. Хотя витамины и минералы необходимы для здоровья, нет доказательств, что они уменьшают симптомы СДВГ. А очень большие дозы витаминов могут даже навредить
  • Травы. Нет доказательств, что травы могут уменьшить симптомы СДВГ. И некоторые из них могут навредить
  • Готовые смеси витаминов и биодобавки. Это добавки, которые содержат витамины, микроэлементы и другие ингредиенты. Для этих добавок нет исследований, подтверждающих их пользу. Кроме того, эти добавки не проверяются Американским Федеральным управлением по надзору за качеством пищевых и лекарственных препаратов (FDA), поэтому они могут быть неэффективны и даже вредны
  • Незаменимые жирные кислоты. Эти жирные кислоты, включающие омега-3 дирные кислоты, необходимы для правильной работы головного мозга. В данный момент исследователи выясняют, могут ли они улучшать состояние при СДВГ
  • Нейрофидбэк терапия. Это метод лечения, при котором ребенок сосредотачивается на некоторых задачах, пока специальный аппарат регистирует активность головного мозга. Теоретически, ребенок может научиться поддерживать активность головного мозга, что улучшает состояния при СДВГ. Хотя этот метод и выглядит многообещающим, нужно провести больше исследований, чтобы убедиться в его эффективности

Уход за ребенком с СДВГ может оказаться испытанием для всей семьи. Родителей может огорчать поведение ребенка и то, как на него реагируют другие люди. Такой стресс может привести к конфликту в семье. Кроме того, могут возникнуть и финансовые трудности, еще более осложняющие ситуацию.
Братья и сестры ребенка с СДВГ также могут иметь свои особенности. Они могут конфликтовать с ним из-за его агрессивного поведения или быть менее внимательными, потому что ребенок с СДВГ перетягивает на себя внимание родителей.


Источники поддержки

Существует множество видов поддержки, например, социальные службы и группы поддержки. В группе поддержки вы можете получить полезную информацию о жизни с СДВГ. Узнайте у лечащего врача, что он знает о таких группах в вашем районе.
Кроме того, существуют замечательные книги и руководства для родителей и учителей, а также вебсайты специально для обсуждения СДВГ. Но будьте осторожны, на таких сайтах может быть непроверенная информация о лечении.


Способы управления СДВГ

Многие родители замечают, что ребенок и они сами действуют по одному и тому же сценарию. Возможно, и вам, и ребенку нужно изменить свое поведение. Но смена поведения – непростое дело, которое требует большой работы. Важно иметь реалистичные ожидания. Установите для себя и ребенка небольшие цели и не пытайтесь изменить сразу слишком многое.

Что делать, чтобы научить управлять СДВГ:

  • Сделайте жизнь ребенка организованной. Это не означает железную дисциплину. Наоборот, нужно организовать как можно более предсказуемую, спокойную и организованную жизнь. Дети с СДВГ тяжело переносят перемены, жизнь по расписанию помогает им чувствовать себя в безопасности и улучшить поведение. Дайте ребенку несколько минут, если нужно перейти от одного дела к другому или перейти из одного места в другое
  • Мягко дисциплинируйте ребенка. Решительно, но мягко пресекайте неправильное поведение и поощряйте правильное. Дети с СДВГ хорошо поддаются такому воспитанию. Вознаграждение за правильное поведение поможет ему выработать новую привычку.
  • Оставайтесь спокойными и подавайте хороший пример. Ведите себя так, как вы бы хотели, чтобы вел себя ваш ребенок – будьте примером для него. Старайтесь оставаться спокойными и держать себя в руках, даже если ребенок вышел из-под контроля. Если вы будете говорить тихо и спокойно, более вероятно, что ребенок тоже успокоится. Научитесь справляться со стрессом, чтобы справиться с собственным раздражением.
  • Поддерживайте здоровые отношения в семье. Отношения в семье играют большую роль в управлении и коррекции поведения ребенка с СДВГ. Супруги, которые хорошо ладят друг с другом, легче справляются с воспитанием ребенка. Так что важно найти время на укрепление ваших отношений.
  • Отдыхайте. Если ваш ребенок болен СДВГ, регулярно отдыхайте. Не нужно чувствовать вину за то, что вы проводите некоторое время отдельно от ребенка. Вы лучше работаете над его воспитанием, когда чувствуете себя отдохнувшим и расслабленным. Не стесняйтесь просить о помощи родственников и друзей. Удостоверьтесь, что няня или другой человек, присматривающий за ребенком, осведомлен о СДВГ и достаточно опытен, чтобы справляться с такой задачей.

Чтобы уменьшить риск развития СДВГ у вашего ребенка предпринимайте следующие действия:

  • Во время беременности избегайте всего, что может повредить развитию плода. Не употребляйте алкоголь, не курите и не употребляйте наркотики. Избегайте воздействия токсических веществ окружающей среды, таких как полихлорированные бифенилы.
  • Защищайте вашего ребенка от воздействия токсических и загрязняющих веществ, включая сигаретный дым, сельскохозяйственные и промышленные химикаты и свинцовую краску (встречается в некоторых старых зданиях).
  • Ограничьте просмотр телевизионных передач. Хотя это до сих пор не доказано, имеет смысл запрещать детям до пяти лет слишком много времени проводить за телевизором или за видеоиграми.

Если у вашего ребенка СДВГ, то постарайтесь минимизировать проблемы и осложнения:

  • Будьте последовательны, устанавливайте границы и четко осознавайте последствия поведения вашего ребенка.
  • Составьте распорядок дня ребенка, чтобы у него были ясные ожидания касательно времени отхода ко сну, подъема, приема пищи, уборки по дому и просмотра телевизора.
  • Не отвлекайтесь на другие дела, когда разговаривайте с ребенком, устанавливайте контакт глазами, когда инструктируете его, и уделяйте несколько минут в день, чтобы похвалить ребенка.
  • Работайте вместе с учителями и медиками, чтобы на ранней стадии обнаруживать проблемы. Это позволит минимизировать ущерб, наносимый ребенку. 

2 КОММЕНТАРИЯ

  1. Я СВДГ и что я ни в коей мере не могу считаться нездоровым !это факт ,я никогда ничего не говорю если не могу подтвердить это аргументацией. меня 7 раз ложили в дурку и вы уважаемые психиатры или психологи ничего не поняли вообще и даже не пытались разобраться мало того меня туда забирали спящим что уже говорит о качестве вашей работы (не всегда но забирали )что бы прекратить это мучение и издевательство мне пришлось сымитировать попытку самоубийства (убивать вас нельзя (возможно жаль ), бить тоже , я прекрасно владею двумя руками и двумя мозгами ))) )никаких препаратов не принимаю и не буду хотя меня пичкали всем чем можно от шизофрении у меня её никогда не было это тоже факт , если вы почитаете мою карточку что я уже сделал то там написано 90% (я хорошо считаю %) вранье (в этом вы уроды полнейшие что тоже факт) и я не говорю что вы все плохие и не пытаетесь понять что есть что , например когда я попросился пройти мед комиссию мне просто сказали что даже возится не будут ,а упекут обратно (сказано было прямо в лицо что опять же говорит о том как вы уважаемые относитесь таким как я ) суть проблемы вообще была в том что мы переехали в новый дом а там стенки говно полное и слышимость жесть , а я играю не зная ни одного муз произведения на фиг знает каком кол-во инструментах и звук как цвет , вот и сами представьте когда ты ночью пытаешься уснуть , а вместо этого слышишь как везде в доме что то происходит + я работал по ночам 13 лет покерным диллером (судьей) , я просто не мог уснуть что бы пойти на работу в нормальном состоянии , да кстати если вы почитаете мою карточку то с соседями я уже поговорил , там просто была в тот момент незаселенная квартира и малолетки вскрыли дверь (дом бюджет двери дерево замки г ….полное)и просто прикалывались говоря в вытяжки всякую хрень , я их поймал по шеям раз дал , а потом и сосед поймал и тоже так же сделал вообщем стало все спокойно , а вы вместо того что бы разобраться просто записали при этом сказав что если я не подпишу то лягу на пол года (епт да я первый раз у врача вообще был за 15-20 лет и у меня никогда даже карточки не было откель же я знал что это вранье ? я вообще первый раз обратился .), а свдг да нужно просто с самого начала давать ребенку нормальную программу (мне же дед дал такую , а он умел )и все норм , нужно изначально правильно расставлять приоритеты и уметь заинтересовывать , в школе учился хреново не ну а смысл если почитав историю по архивам и заглянув в учебник просто бешенные нестыковки (например татаро монгольское иго это наша вина , нехрен было послов убивать они вообще наших врагов на тот момент гнали и сами предложили вместе пойти и всех распинать на пару )про биологию Фабр , Брэм и тд мне уже в 13 лет дали больше чем все уроки биологии , весь Пушкин , Маяковский , Толкиен , Р.Желязны ” Князь Света ” или Монтень cо своими “Опытами ” и тд мне был гораздо интереснее я читаю с 4 лет , математика да ну еп вы что училка сама ни хрена не понимала ,ей вопрос , а она вместо того что бы обьяснить ну что ты задаешь глупые вопросы ну и нахрен такую учебу спрашивается, а мой дед например молчал до 5 он просто не видел толку говорить потому что все он мог показать жестами и имел абсолютную память и что он тоже псих ?ладно что то я увлекся и не могу сказать что полностью тут и везде прав (это не так и это тоже факт )уважаемые всегда спрашивайте у врачей , докторов и тд по максимуму и проверяйте инфу , просто есть такие ушлепки которым монописуально(лат.) что человек что дерево , а есть те кому действительно не все равно и жаль что первый опыт от общения с врачами я получил именно так но хороших больше и это тоже факт )))лень было редактировать как печаталось (писалось -где поставить ударение ?)))так и написалось , а ну как теперь написалось прочиталось )))со всем уважением к ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИМ ЛЮДЯМ (НЕ ТОЛЬКО ВРАЧИШКИ ЛЮДИ )))КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УМЕЮТ ДУМАТЬ МОЗГАМИ .ко всяким pedicabo это окончание не относится .

  2. Сделайте жизнь ребенка организованной. Это не означает железную дисциплину. Наоборот, нужно организовать как можно более предсказуемую, спокойную и организованную жизнь. Дети с СДВГ тяжело переносят перемены, жизнь по расписанию помогает им чувствовать себя в безопасности и улучшить поведение. Дайте ребенку несколько минут, если нужно перейти от одного дела к другому или перейти из одного места в другое
    Мягко дисциплинируйте ребенка. Решительно, но мягко пресекайте неправильное поведение и поощряйте правильное. Дети с СДВГ хорошо поддаются такому воспитанию. Вознаграждение за правильное поведение поможет ему выработать новую привычку.
    Оставайтесь спокойными и подавайте хороший пример. Ведите себя так, как вы бы хотели, чтобы вел себя ваш ребенок – будьте примером для него. Старайтесь оставаться спокойными и держать себя в руках, даже если ребенок вышел из-под контроля. Если вы будете говорить тихо и спокойно, более вероятно, что ребенок тоже успокоится. Научитесь справляться со стрессом, чтобы справиться с собственным раздражением.
    Поддерживайте здоровые отношения в семье. Отношения в семье играют большую роль в управлении и коррекции поведения ребенка с СДВГ. Супруги, которые хорошо ладят друг с другом, легче справляются с воспитанием ребенка. Так что важно найти время на укрепление ваших отношений.
    Отдыхайте. Если ваш ребенок болен СДВГ, регулярно отдыхайте. Не нужно чувствовать вину за то, что вы проводите некоторое время отдельно от ребенка. Вы лучше работаете над его воспитанием, когда чувствуете себя отдохнувшим и расслабленным. Не стесняйтесь просить о помощи родственников и друзей. Удостоверьтесь, что няня или другой человек, присматривающий за ребенком, осведомлен о СДВГ и достаточно опытен, чтобы справляться с такой задачей.
    ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ !!!И ВСЕГДА БУДЬТЕ КРЕАТИВНЫМИ В ВОСПИТАНИИ .КРЕАТИВНОСТЬ -ЭТО УМЕНИЕ БЫСТРО НАХОДИТЬ ГРАМОТНОЕ РЕШЕНИЕ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ .для вашего же просвещения -это напрямую связанно с вашим же уровнем интеллекта и умением его применять .СВДГ – это не аберрация .нужно просто уметь это направить в правильное русло

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ