Речевая апраксия у детей


Речевая апраксия может проявляться задержкой речевого развития. Ребенок может произносить ограниченное число слов или лишь несколько согласных или гласных звуков. Эти симптомы, как правило, проявляются в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет, и могут свидетельствовать о синдроме речевой апраксии.
По мере того как ребенок начинает говорить больше, как правило, в возрасте  от двух до четырех лет, проявляются новые признаки речевой апраксии: искажения гласных и согласных звуков; разделение слогов или слов; и неправильное произнесение слов, например, «пока» звучит как «кака».
Детям с речевой апраксией трудно управлять челюстями, губами и языком, чтобы правильно произнести звук или плавно перейти к следующему звуку.
Многие дети с речевой апраксией имеют малый словарный запас или с трудом располагают слова в правильном порядке.
Некоторые симптомы встречаются в основном у детей с речевой апраксией и могут быть полезны для диагностики этого состояния.
Тем не менее, некоторые симптомы речевой апраксии также встречаются при других нарушениях речи, что  существенно затрудняет диагностику.

Некоторые особенности, иногда называемые маркерами, помогают отличить речевую апраксию от других видов речевых расстройств. К ним относятся:

  • Затруднение плавного перехода от одного звука, слога или слова к другому
  • Характерные «ощупывающие» движения челюсти, губ или языка, с помощью которых ребенок пытается правильно произнести звук
  • Ошибки в произнесении гласных (ребенок пытается произнести правильны гласный звук, но произносит неправильны)
  • Неправильное использований ударений, например, ребенок произносит «бАнан» вместо «банАн»
  • Использование ударений на все слоги, например, ребенок произносит «бАнАн» вместо «банАн»
  • Разделение слогов в слове и слов в предложении
  • Ребенок делает различные ошибки при попытке сказать одно и то же слово несколько раз
  • Затруднение в повторении простых слов
  • Ошибки произношения например, ребенок произносит «кот» вместо «код»

Другие симптомы речевой апраксии наблюдаются у большинства детей с нарушениями речи и не являются полезными в дифференциальной диагностике речевой апраксии:

  • В возрасте от 7 до 12 месяцев дети меньше лепечут и произносят меньше звуков, чем их ровесники
  • Дети позже начинают говорить, как правило, после 12 – 18 месяцев
  • Дети произносят ограниченное число гласных и согласных
  • Часто пропускают звуки
  • С трудном понимают речь

Другие нарушения речи, которые иногда принимают за речевую апраксию детей
Некоторые другие нарушения речи порой принимают за речевую апраксию детей, поскольку их некоторые признаки могут быть общими для различных состояний. Эти расстройства речи включают нарушения артикуляции, фонационные расстройства и дизартрия.
Ребенок, которому трудно научиться произносить определенные звуки, но не имеющий затруднений в выполнении целенаправленных действий для произнесения звука, может иметь артикуляционные или фонационные расстройства. Эти расстройства являются более распространенными, чем речевая апраксия.

Артикуляционные или фонационные проблемы могут включать в себя:

  • Замену звука, например, «ком» вместо «дом»
  • Пропуск конечной согласной, например, «сто» вместо «стол»
  • Остановка воздушного потока при произнесении слов, например, «онце» вместо «солнце»
  • Упрощение звуковых комбинаций, например, «руна» вместо «струна»

Дизартрия является двигательным расстройством, которое развивается из-за слабости, спастичности мышц артикуляционного аппарата или неспособности контролировать их работу. Произнесение звуков затруднено, потому что речевые мышцы не могут работать так, как в норме. Люди с дизартрией могут также иметь хриплый, тонкий или даже сдавленный голос, говорят медленно и невнятно.
Дизартрию часто легче диагностировать, чем речевую апраксию. Однако, когда дизартрия вызвана повреждением определенных участков головного мозга, которые отвечают за целенаправленные движения, может быть трудно провести границу между двумя этими состояниями.

Речевая апраксия у детей может быть вызвана рядом причин, но во многих случаях их невозможно определить. Часто у детей с речевой апраксией не обнаруживается никаких патологических изменений в головном мозге.
Речевая апраксия может развиться в результате черепно-мозговых травм или заболеваний нервной системы, таких как инсульт или нейроинфекции.
Речевая апраксия детей также может быть проявлением генетического заболевания, синдрома или нарушения обмена веществ. Например, она чаще встречается у детей с галактоземией.
Речевую апраксию детей иногда считают «возрастным» явлением. Однако, дети не обязательно ее «перерастают». У многих детей с задержкой речи или отклонениями в развитии речь обычно развивается так же, как и у детей без подобных отклонений, но медленнее.
Дети с речевой апраксией не делают типичных "возрастных" ошибок в речи. Они нуждаются в занятиях с логопедом, чтобы улучишь речь.