Нарушения психического развития

30

Описание

К данной группе относятся нарушения психического развития, различные по причине своего возникновения, механизмам развития и особенностям динамики. Эти состояния характеризуются замедленным темпом формирования психических функций, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательных способностей, тенденцией к уменьшению клинических проявлений, по мере того как ребенок становится старше.
Симптомы

Виды нарушения психического развития:

  • Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  • Задержанное психическое развитие (обратимое полностью или частично).
  • Поврежденное психическое развитие – деменция (ему предшествует период нормального психического развития).
  • Дефицитарное развитие (в условиях нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т. д.).
  • Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  • Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Все они проявляются на разных стадиях развития ребенка. Объединяет их то, что при этом психическое развитие пациента отстает от его сверстников или возрастных норм.
Задержка психического развития – это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с возрастными нормами. Она становится заметной уже в раннем детском возрасте, ей не предшествует период нормального развития, нет ремиссий и рецидивов.
О задержке психического развития говорят до школьного возраста, у старших детей это состояние диагностируется как олигофрения.

Когда обратиться к врачу

Детей первого года жизни регулярно наблюдает педиатр, который заметит отставание психомоторного развития от нормы. В детских коллективах (детских садах) психическое развитие детей оценивают логопеды, детские психологи, педагоги-дефектологи, которые смогут вовремя обратить внимание родителей на задержку психического развития ребенка. Однако и сами родители могут заметить отставание в психическом развитии своего ребенка в сравнении со сверстниками и обратиться к врачу. При этом чем раньше это сделать, тем лучше.
Причины

Существует первичная и вторичная задержка психического развития.
Причины задержки психического развития:

  • Пороки развития головного мозга.
  • Наследственная генетическая патология (фенилкетонурия, гомоцистинурия и т. д.).
  • Хромосомные болезни (синдром Дауна).
  • Перинатальные поражения центральной нервной системы (поражение головного мозга на этапе беременности и в родах).
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.
  • Краниостеноз.
  • Новообразования головного мозга.
  • Митохондриальные заболевания.
  • Болезни накопления.
  • Нейрокожные синдромы (нейрофиброматоз, туберозный склероз).
  • Врожденные эндокринные заболевания (врожденный гипотиреоз).
  • Расстройства аутистического спектра (синдром Канера, Аспергера и т. д.).
  • Соматическая патология (болезни сердца, почек и т. д.).
  • Снижение зрительной или слуховой функции.
  • Педагогическая запущенность.

Диагностика

У детей первого года жизни оценивается психомоторное развитие. В дальнейшем, чем старше ребенок, тем точнее можно выполнить диагностику отставания в тех или иных сферах: речи, познавательной деятельности, логического мышления, учебных навыков и т. д.
Для исследования уровня психического развития ребенка используются психологические тесты (шкала Бейли, денверовский тест и т. д.).
Уровень интеллекта по системе IQ определяется у детей старше 3 лет.

Список методов диагностик: внешний осмотр и опрос
Терапией задержки психического развития должны заниматься неврологи, педиатры, психологи, психиатры, логопеды, педагоги-дефектологи совместно и в тесном сотрудничестве друг с другом.
Если выявлена непосредственная причина задержки развития и ее можно устранить, необходимо сделать это как можно скорее.
Основной принцип коррекции – длительное и постоянное воздействие.
Медикаментозная терапия сводится к назначению ноотропов, сосудистых препаратов, противосудорожных средств.