Изменения, которые принесла вместе с собой коронавирусная инфекция, затронули жизнь каждого человека: работа из дома, обязательное ношение масок, социальная дистанция… Во многом изменился принцип работы многих отраслей, в том числе и медицинской. Пандемия указала на слабые стороны медицинского здравоохранения, но также задала мощный вектор в развитии. То, что было так сложно представить ещё в конце 2019 года, сейчас не кажется чем-то нереальным. В нашей статье мы расскажем о том, как именно изменилась медицина после коронавируса, и поговорим о том, каких изменений нам ещё стоит ожидать.
Консультации специалистов в вашем телефоне: развитие
В условиях карантина, когда было затруднено получение медицинских услуг, да и сам поход в поликлинику или больницу стал практически невозможен, особое развитие получила телемедицина. Это уже не новый термин и под ним понимают медицинские услуги, которые предоставляются в онлайн формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Конечно, телемедицина существовала и до пандемии, однако не была так востребована и развита. С введением карантина многие профильные медицинские учреждения вложили большое количество сил и ресурсов в создание сайтов и специальных приложений, которые могли бы предоставить клиентам необходимые услуги.
И хотя официально карантин закончен, меры предосторожности всё ещё актуальны, а напряжённая эпидемиологическая обстановка будет существовать до всеобщей вакцинации, то можно смело утверждать, что телемедицина и дальше будет продолжать развиваться.
Подробнее о прививке мы писали в нашей статье «Вакцинация от COVID-19 может начаться в России осенью».
С развитием телемедицины пациенты получили возможность разговаривать со своим врачом в режиме реального времени при помощи своего смартфона или домашнего компьютера. Конечно, не все визиты можно перевести в онлайн-формат: для прохождения лабораторных исследований или получения определённого лечения всё ещё необходимо очное присутствие. Однако возможность перевести хотя бы часть посещений в онлайн-формат помогла значительно снизить нагрузку на медицинскую систему во время пандемии. Да и получение возможности решить некоторые вопросы относительно своего здоровья, не тратя на это целый день на поездку и ожидание очереди в поликлинике, выглядит крайне привлекательно.
Большая популярность портативных устройств
Ко многим домашним аптечкам добавились цифровые стетоскопы, портативные ЭКГ-мониторы и цифровые отоскопы, которые можно использовать дома, а результатами мониторинга дистанционно делиться с врачами.
Применение искусственного интеллекта в медицине
Искусственный интеллект используется уже во многих отраслях для помощи и автоматизации рабочих процессов. Так, например, многие компании уже заменили работу телефонных операторов искусственным интеллектом, который позволяет значительно быстрее обрабатывать поступающие звонки и переадресовывать их нужным специалистам или сообщая необходимую информацию по вашему запросу.
Во время пандемии алгоритмы искусственного интеллекта использовались: для скрининга пострадавших; для помощи больницам в управлении ресурсами; для ускорения исследований вакцин.
Сейчас уже существует алгоритмы искусственного интеллекта, которые могут оценивать результаты компьютерной томографии (КТ). Данный алгоритм помогает сортировать пациентов с коронавирусной инфекцией для оказания оптимальной медицинской помощи.
Например, одной из причин сравнительно низкого уровня смертности в Германии является ее хорошая ситуация с интенсивной терапией. Цифровое здравоохранение продемонстрировало свою способность справиться с таким кризисом. Мы можем ожидать, что многие правительства уделят больше внимания развитию современного здравоохранения. Они могут принять аналогичные стратегии, применяемые другими странами, которые лучше справились с кризисом.
Эпиднадзор как постоянная мера общественного здравоохранения
Никто не хочет быть под наблюдением, но что, если это для большего блага? Именно к этому пришлось прибегнуть некоторым правительствам, чтобы облегчить отслеживание контактов. Многие страны (например, Германия, Израиль, Сингапур) используют данные отслеживания телефонов, чтобы найти и предупредить тех, кто может быть заражен.
Так, например, у нас используется специальное приложение «Социальный мониторинг», которое помогает отслеживать соблюдение самоизоляции для пациентов с лёгкой формой течения вируса.
Совершенно новые медико-социальные привычки
Благодаря коронавирусу резко возросла осведомлённость о мерах личной и общественной гигиены. Органы здравоохранения выступают за регулярное мытьё рук с мылом не менее 20 секунд. Во многих торговых центрах, магазинах и транспортных узлах установлены специальные санитайзеры для дезинфекции рук.
Вы можете ознакомиться с нашей статьёй «Как правильно мыть руки, чтобы не заразиться коронавирусом? Подробная инструкция».
Приняты меры по социальному дистанцированию. Люди уже привыкли носить маски для лица, когда ходят за продуктами или посещают другие общественные места.
О неожиданных проблемах, которые может вызвать ношение маски, вы можете узнать из нашей статьи «Маскне: почему маска вызывает проблемы с кожей и как от них избавиться».