Говорить в лицо правду и не давать покоя

На минувшей неделе, в четверг, в Госдуме состоялось второе чтение законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан». С момента своего появления этот проект вызвал шквал критики и протестов в профессиональной среде, но несмотря ни на что, продолжал спокойно проходить все бюрократические инстанции. Однако на сей раз депутаты решили отправить скандальный законопроект на доработку.

Екатерина Олейникова / «Здоровье инфо»

На пресс-конференции, состоявшейся по итогам второго чтения, доктор Рошаль назвал это событие не иначе как «победой разума». Пожалуй, это можно счесть победой – ведь доселе все законы, подготовленные Минздравсоцразвития, безоговорочно принимались теми же депутатами, и поневоле возникало впечатление, что нет на свете такой силы, которая способна остановить этот процесс.

Казалось, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» ждет такая же безоблачная судьба. Все шло своим чередом: заседания рабочих групп, Единая Россия – единогласно «за», КПРФ – единогласно «против», затем разгромное обсуждение в Совете Федерации. Законопроект скрипит, но едет дальше, обрастая томами поправок. Следующая остановка – второе чтение в Госдуме. Здесь к обсуждению были привлечены медицинские организации, и буквально в последний день сырой законопроект, нуждавшийся в огромной переработке даже после всех поправок, все-таки отправили на три месяца на доработку.

По мнению критиков, в данном законопроекте огромное количество недосказанностей, непродуманных понятий и темных мест.

Начать с того, что в предлагаемом проекте вообще нет концепции развития отечественного здравоохранения, а без этого невозможно понять, в каком направлении нам необходимо двигаться, и каковы цели нашей медицины. О чем можно говорить, если не прописаны основные понятия – что такое неотложная помощь, что такое первичная медико-санитарная помощь, профилактика, не сформулирован даже базис здравоохранения – система отношений «врач-больной».

Не определены обязанности врачей, не указаны санкции за невыполнение положений закона, отсутствует четкая структура обеспечения выполнения закона: ни ресурсов, ни финансов. Кстати, закон в частности, был отложен и из-за того, что не согласован с Минэкономразвития.

– В этом законопроекте во главу угла поставлен пациент, физическое лицо, получающее медицинские услуги, независимо от наличия у него заболеваний, – заметил в ходе пресс-конференции Павел Воробьев, заместитель председателя формулярного комитета РАМН. – Медицинская услуга имеет определенную стоимость и оказывается медицинскими работниками. А медицинский работник – это физическое лицо, которое работает в медицинской организации и в трудовые обязанности которого входит оказание медицинской помощи пациенту. Врача в этом законе вообще нет! Нет и больного. И вся медицина начинается только с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Вдумайтесь, это ведь прямое нарушение конституции. Если сегодня человек валяется на улице, а я прохожу мимо, то меня за это накажут. А по новому закону пациент становится таковым с момента обращения в медицинскую организацию. До этого медицина не существует.

Также в проекте закона нет внятного и четкого определения, где заканчивается платное и начинается бесплатное обслуживание, что открывает широкое поле для разного рода толкований и, по сути, узаконивает платное медицинское обслуживание. Есть указание о доступности медицинских услуг, однако не определено точно, что же такое «доступность». Ведь если помощь платная, то она уже недоступна, как минимум, для 70% граждан. Не продуман механизм ограждения пациента от врачебных ошибок, не предусмотрена процедура независимой экспертизы, которую пациенты могли бы потребовать в случае спорной ситуации.

При этом огромное количество действительных проблем, которые в настоящее время имеются в медицине, этим законом не регулируются.

Например, не внесено никаких предложений по реформированию системы скорой помощи. Не введены четкие стандарты лечения той или иной болезни. Оставлена за скобками проблема навязывания лекарств, которая сегодня приобрела характер эпидемии в поликлиниках.

– Раньше выпускники мединститутов пользовались едиными справочными материалами для определения лекарства при конкретном диагнозе, – указал при обсуждении законопроекта в совете Федерации сенатор Борис Шпигель. – А в настоящее время вместо справочников существуют рекламодатели, которые либо настойчивой рекламой, либо прямым подкупом заставляют выписывать то или иное лекарство. Единого стандарта нет, и в новом законе он так же не предусмотрен.

Позабыли разработчики прописать и процесс оказания стационарной медицинской помощи. Сегодня существует большая социальная проблема – большинство коек в больницах занимают пожилые люди, которых дети фактически вытолкнули в больницы, чтобы те не мешали им жить. И те живут – месяцами, выздоравливая, подхватывая новые болячки, кочуя из больницы в больницу, и все это за счет государства. Никто не призывает отказывать больным людям в помощи, однако этот процесс необходимо как-то отрегулировать. Также в законе нет никаких попыток наладить взаимодействие между амбулаторным и стационарным звеном. Так, если анализ крови сделан в поликлинике, то в больнице его обязательно сделают повторно. А это двойные потери времени и денег.

Перечислять, чего в законе нет, можно долго. Зато в первых же его статьях прописывается порядок продажи медицинских учреждений. Очевидно, по мнению Минздравсоцразвития, именно порядок продажи зданий – это то, в чем в настоящее время нуждается медицина. Быть может, тот факт, что закон все-таки не приняли, и говорит, что во имя собственного светлого будущего народ не должен бояться «говорить всегда своему правителю правду в лицо и никогда не давать ему покоя».

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: