Даже научившись следить за тем, что мы говорим, мы не всегда обращаем внимание на то, как мы произносим то, что говорим. А ведь порой «как», то есть способ подачи информации, так же, если не более, важно, как и «что», то есть смысловая нагрузка.
Ораторские способности выносили ничем не примечательных людей на вершины власти и славы. Опытные ловеласы знают, что соблазнить и привязать женщину можно всего лишь словами и интонацией, причем порой крепче и быстрее, чем с помощью дорогих подарков или неотразимой внешности. Но если говорить о повседневной жизни, о самых обычных, бытовых ситуациях – дома, на работе, при завязывании и поддержании отношений, так ли уж важен голос, которым мы общаемся? Оказывается, очень!
Золотые правила
Итак, когда вы говорите – если, конечно, вы хотите преподнести свои слова в самом выгодном свете, попробуйте следовать следующим стандартам.
Словно реченька, журчит
Даже самая интересная по наполнению речь или лекция (об этом прекрасно помнят все, кто был студентом) может вогнать слушателей в сон либо в покорное отупение, если произноситься она будет монотонным, невыразительным, бубнящим голосом. Однообразие убивает; что ж, наделите свой голос разнообразными модуляциями: повышайте и понижайте тон, замедляйте и ускоряйте речь, выделяя, тем самым, значимые моменты. Чтобы понять, о чем речь, достаточно один раз посмотреть за телевыступлением Эдварда Радзинского – учитывая, разумеется, что подчеркнутая театральность мэтра исторических портретов в реальности будет выглядеть неестественно, а то и просто смешно. Как учебный же вариант, где от полутонов будет мало толку, выступления Радзинского – то, что надо.
Исключено: сколько бы чувства вы не вкладывали в свое выступление, есть один прием, часто использовавшийся в прошлые времена впечатлительной молодежью, а временами – и господином Радзинским, который совершенно и полностью неприемлем. Это – «подвывания» в конце фраз и предложений. Ничего, кроме смеха и раздражения эта «музыкальность» не вызовет.
Громче, тише, совсем тихо…
Повышать голос вообще не рекомендуется ни в какой ситуации – разве что не более чем на полтона, чтобы расставить смысловые акценты в фразе. То, что вы произносите с силой, с ударением, привлекает внимание слушателя совершенно бессознательно. С другой стороны, к тихому голосу чаще прислушиваешься, так что иногда, желая добиться тишины, стоит несколько фраз произнести на пониженных тонах.
Иногда, но не постоянно. Люди, говорящие тихо постоянно, иногда пользуются репутацией больших умников и людей многознающих, но их публичные выступления часто превращаются для окружающих в настоящую пытку. Формулируя просто, скажем: на работе тихий голос практически не приветствуется, разве что вы хотите невербально подчеркнуть конфиденциальность и значимость произносимого. Дома же полутона должны использоваться широко и разнообразно. Недаром же одна из выдающихся американских актрис как-то заметила вскользь: «Если вы хотите, чтобы ваши дети вас услышали, говорите вполголоса – и обращайтесь не к ним».
Метод, кстати, работает не только с детьми. Нередко оказывается, что муж, реагирующий с чуткостью каменной стены на полуистеричные замечания супруги, вдруг слышит и, самое главное – делает то, о чем его просят.
И тишина…
О силе паузы не говорил только ленивый. Конечно, самое знаменитое высказывание принадлежит блистательной Джулии Ламберт, героине «Театра» Сомерсета Моэма: «Уж если взяли паузу, то держите ее так долго, как только можете…»
Пауза – действительно мощное оружие, но пользоваться ею нужно грамотно. Пауза может звучать многозначительно, а может – беспомощно и растерянно. Чтобы придать своей паузе правильное звучание:
- Следите за дыханием: дышите ровно и размеренно
- Сделайте паузу мотивированной: наклонитесь, чтобы поднять что-то «случайно» уроненное, сделайте глоток воды из стакана или просто посмотрите собеседнику в глаза и искренне улыбнитесь
- Если своей паузой вы хотите привести собеседника в замешательство, начните фразу, но… не заканчивайте ее. Однако подобная двусмысленность совершенно противопоказана в разговорах с начальством и не рекомендуется при обращении с детьми. В последнем случае вы, может быть, и достигнете временных целей, но создадите большие проблемы во взаимоотношениях с ребенком в будущем, так что оно того не стоит.
- Самый безобидный и простой способ использования паузы – небольшая заминка перед самыми важными словами, которые, с вашей точки зрения, обязательно должны быть услышаны и запомнены.
Немного перца
Считается, что юмор помогает воспринимать и переваривать любую информацию легко и с «огоньком». Отчасти это верно, но за дозировкой юмора необходимо тщательно следить – так же, как за добавлением специй в блюда. Немного слишком – и еда пересолена или слишком остра, а то и вовсе несъедобна. Довольно часто шутящему искренне кажется, что он лишь разряжает обстановку, в то время как окружающие могут ощущать заметный дискомфорт: ведь юмор так быстро и незаметно переходит в сарказм и язвительность. Учитывайте это, когда вам кажется, что вы всего лишь веселитесь, а окружающие обижаются.
Только спокойствие
Вы можете выбрать любую стратегию разговора, которая кажется вам оптимальной. И лишь одно условие должно соблюдаться неукоснительно: с кем бы, о чем бы, как бы вы ни говорили, вы должны говорить спокойно.
Стресс, неуверенность в словах, сдавленный голос способны погубить самую выстроенную, логичную речь. Человеческий мозг так устроен, что в первую очередь мы слышим мелодию речи (интонацию, тембр, скорость, высоту) и лишь потом до нас доходит ее смысл.
Как сделать так, чтобы голос вас слушался?
Так же просто, как при любой другой физической активности. Вы не можете сразу, без подготовки, сделать тройной прыжок с поворотом или даже пробежать сто метров на приемлемое время. Но если вы регулярно тренировались и ваши мышцы прекрасно знают, что им делать, вы выполняете показательное выступление легко и уверенно. То же происходит и с голосовыми связками. Если вам предстоит важный разговор, во время которого во что бы то ни стало требуется донести свою точку зрения, убедить собеседника, устройте репетицию – а может быть, и не одну.
Находясь в одиночестве, представьте себе того, с кем вам необходимо говорить и произнесите перед ним свою речь. Скорее всего, в первый раз будут и ощущения неуправляемого голоса, и сбитое дыхание и некоторые другие негативные проявления. Продолжайте произносить тот же текст, пока не почувствуете, что голос полностью слушается вас. Может быть, в первый раз для этого понадобится несколько дней, но в каждый следующий раз время «тренировки» будет сокращаться – а вы приобретете славу человека, способного добиваться своего одним только голосом.