В России произошел еще один случай смерти ребенка во время занятий физкультурой. В Зеленоградске Калининградской области во время обычной разминки 7-летний мальчик вдруг потерял сознание. Его попытались привести в чувство, однако медицинские меры ему не помогли – ребенок скончался в машине “Скорой помощи”, не доехав до больницы…
Подобные случаи происходят с удручающей регулярностью. Вот лишь выборочная статистика за последние несколько лет.
Май 2004 года. В Новгородской области во время легкоатлетического забега на уроке физкультуры во время сдачи зачета по бегу на дистанции длиной в два километра одному из школьников внезапно стало плохо. Учитель физкультуры вызвал “Скорую помощь” и до приезда медиков пытался делать мальчику искусственное дыхание. Однако, несмотря на все усилия преподавателя и бригады “неотложки”, спасти подростка не удалось.
Апрель 2007 года. На уроке физкультуры в школе №2 Липецка скоропостижно скончалась 12-летняя ученица 6 класса. Девочка умерла после того, как пробежала вместе с одноклассниками два круга вокруг школы. Внезапно ей стало плохо: она начала задыхаться, схватилась за голову и потеряла сознание. Когда приехала бригада скорой помощи, шестиклассница уже умерла. По данным прокуратуры, девочка не имела ограничений для занятий физкультурой по состоянию здоровья. Однако в прошлом году школьница вместе с матерью обращалась к врачу по поводу обмороков. Ее направили на полное медицинское обследование, но мать от этого отказалась.
Сентябрь 2007 года. В городе Сорочинск Оренбургской области 14-летний школьник в присутствии учителя и одноклассников подтянулся на турнике, после чего «присел и умер». “По заключению медиков, смерть наступила от разрыва аорты”, – сказала представитель прокуратуры.
Январь 2008 года. В Орджоникидзевском районе Уфы во время лыжного кросса на уроке физкультуры умер ученик девятого класса. По словам родителей, подросток не страдал хроническими заболеваниями, на медицинском учете по какому-либо недугу не состоял.
Сентябрь 2008 года. Десятиклассник московской школы №1150 скончался во время игры в футбол. Учитель физкультуры пытался оказать школьнику первую доврачебную медицинскую помощь, делал искусственное дыхание, массаж сердца и вызвал “скорую помощь”, но, к сожалению, подросток, не приходя в сознание, скончался.
Декабрь 2008. Во время занятий физкультурой в городской гимназии номер 1 ученик 8-го класса потерял сознание, после чего скончался. Мать ребенка рассказала о том, что у ребенка уже были проблемы со здоровьем, в частности, с позвоночником, а также ранее перенесенный микроинсульт. Проводилось расследование с целью выяснить, почему ребенок с такими заболеваниями был допущен к занятиям физкультурой.
Март 2009 года. В школе №55 в Архангельске на уроке физкультуры умер подросток. Это случилось сразу после начала урока, у семиклассников шла разминка. Неожиданно один из мальчиков упал, потерял сознание. Несмотря на меры первой помощи, оказанные учителем физкультуры и школьной медсестрой, ребенок в сознание так и не пришел и умер вскоре после приезда «Скорой».
Так что же происходит с нашими детьми? Почему так часто погибают школьники, многие из которых даже не имели ограничений по занятиям спортом. По нашей просьбе ситуацию комментирует профессор М.А.Школьникова.
Школьникова Мария Александровна. Президент Всероссийской общественной организации «Ассоциация детских кардиологов России». Руководитель Детского научно-практического центра нарушений ритма сердца. Главный детский кардиолог Москвы. Доктор медицинских наук, профессор.
– Несмотря на то, что занятия спортом у нас в первую очередь ассоциируются со здоровьем, случаи внезапной смерти спортсменов во время соревнований или тренировок происходили всегда. В США две трети таких случаев приходятся на футболистов и волейболистов. По статистике, ежегодно в мире на 200 тысяч спортсменов случаются одна-две неожиданные, на первый взгляд, смерти. Наиболее частые причины «сердечных» смертей – врожденные аномалии сердца и сосудов и самый распространенный диагноз – кардиомиопатия. То есть мышцы сердца изначально не готовы к усиленным физическим нагрузкам, во время которых может развиться жизнеопасная сердечная аритмия – фибрилляция желудочков. Спортсмены с таким заболеванием могут долгое время не испытывать очевидных симптомов, и, как правило, они очень редко обращают внимание на небольшой дискомфорт.
Причиной внезапной смерти могут также стать аномалия коронарных артерий, пропущенный миокардит (воспаление сердечной мышцы) или даже порок сердца, который не заметили в детстве. Высокий риск внезапной смерти возникает из-за определенных нарушений сердечного ритма, первичных электрических заболеваний сердца. В этих случаях анатомически сердце здорово полностью, но электрический импульс, который заставляет мышцу сокращаться, формируется аномально.
И, конечно, нельзя забывать, что на работу нашей сердечно-сосудистой системы очень влияет стресс, который спортсмены неизбежно испытывают на соревнованиях. Тем более если на это накладывается эмоциональный фон, что часто наблюдается во время командных игр. Причем статистика с теми или иными отклонениями распространяется и на обычные занятия физкультурой – в том числе, и в школе.
Как это ни покажется печальным, но дать стопроцентную гарантию, что подобных случаев удастся избежать в дальнейшем, сегодня не сможет никто. Дело в том, что возникновение внезапных аритмий во время тренировки далеко не всегда можно предсказать даже в том случае, если ребенок проходит соответствующее обследование у кардиолога. Это чаще происходит все-таки при записи в ту или иную спортивную секцию. Если же говорить о школьных занятиях физкультурой, то у нас в стране обычно существует всего два подхода: ребенок от них либо освобожден, либо нет… Поэтому, повторюсь, исключить ситуацию, при которой к занятиям будет допущен ребенок, потенциально предрасположенный к нарушениям сердечного ритма, сегодня нельзя.
Мы можем говорить только о способах снижения вероятности таких трагических инцидентов.
Мой совет: перед тем, как отдать ребенка в спортивную секцию, следует провести тщательное обследование. В основном объем исследований зависит от полноты картины предыдущих заболеваний ребенка, собранной педиатром.
Обычно обращают внимание на то, были ли когда-нибудь не только у ребенка, но и у членов его семьи случаи потери сознания или скоропостижные смерти в молодом возрасте (до 45 лет); есть ли в семье сердечно-сосудистые заболевания (в том числе гипо- и гипертония). Необходимо также знать, были ли у ребенка, ли у него случаи учащенного сердцебиения, головокружения, ощущение тяжести за грудиной.
Если хотя бы один из этих факторов присутствует, нужно провести более углубленное обследование, включающее в зависимости от показаний эхокардиографию, стресс-тест, 24-часовое ЭКГ-мониторирование.
Что же касается детей, желающих заниматься спортом углубленно и постоянно, нужно помнить, что они по определению находятся в группе риска. Поэтому важно как минимум раз в год полностью проходить общее обследование, особенно тщательно уделяя внимание сердцу и сосудам.
Наконец, даже если не нацеливать ребенка на спортивную карьеру, обязательно нужно, чтобы в его жизни была утренняя гигиеническая гимнастика и как можно больше движения – прогулок пешком и на велосипеде, спортивных игр. Чем больше движения – тем более тренирована наша сердечная мышца, тем меньше шансов, что она неожиданно даст сбой.
Что нужно знать об аритмии
Аритмия (нарушения сердечного ритма и проводимости) – изменения нормальной очерёдности сокращений сердца вследствие расстройства функций автоматизма, возбудимости, проводимости и сократимости. Нарушения ритма – одни из наиболее распространённых проявлений болезней сердца и других патологических состояний. У детей наблюдают те же нарушения ритма, что и у взрослых, однако причины их возникновения, течение, подходы к лечению и прогноз имеют ряд особенностей.
Достоверных данных о распространённости нарушений ритма у детей нет. В структуре сердечно-сосудистых заболеваний детского возраста аритмии составляют (по обращаемости) от 2,3 до 27%, но их нередко выявляют и у здоровых детей. Нарушения сердечного ритма и проводимости обнаруживают у детей всех возрастов, включая новорождённых; их выявляют даже у плода. Частота увеличивается в пубертатном периоде.
Профилактика аритмий направлена на устранение предрасполагающих факторов. С целью своевременного выявления аритмий проводится регулярный ЭКГ-контроль, особенно в периоды наибольшего риска их развития (у новорождённых, в 4-5, 7-8 и 12-13 лет). Вторичная профилактика предусматривает поддержание нормальной ритмичной деятельности сердца и предупреждение прогрессирования аритмий и включает комплекс немедикаментозных воздействий (психологическая коррекция, общеукрепляющие мероприятия, ЛФК) и медикаментозное лечение (курсы ноотропных, мембраностабилизирующих препаратов, антиоксидантов и др.) в зависимости от особенностей конкретного случая.