Мы уже писали о законодательных инициативах, касающихся оборота лекарственных средств и работы всей системы здравоохранения в целом, которые были приняты в нашей стране с начала этого года. Между тем страсти по этому поводу не утихают: не прошло и трех дней с момента принятия в первом чтении новой редакции Закона «Об обращении лекарственных средств», как начался сбор подписей в поддержку поправок в нем. Причем с этой инициативой выступили даже не представители фармацевтического бизнеса, а врачи и ученые, встревоженные тем, что в результате принятия этого закона могут серьезно пострадать интересы больных.
Наиболее заметным событием в этом отношении стало обращение к общественности председателя Формулярного комитета Российской академии медицинских наук академика РАН и РАМН А.И. Воробьева.
По его мнению, в новом проекте Закона слишком много внимания уделяется сугубо техническим процедурам, связанным, например, с регистрацией лекарственных средств. При этом полностью выпадают вопросы обеспечения препаратами льготных категорий населения, пациентов стационаров, больных с редкими болезнями и т.п.
По мнению академика Воробьева, содержащееся в законопроекте определение жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств как “лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости населения РФ“, позволяет административным решением признать жизненно необходимым практически любой препарат, что несет в себе очевидную коррупционную составляющую.
Очень много вопросов вызвало и смешение в новом законе двух понятий, составляющих систему лекарственного обеспечения населения: бесплатное лекарственное обеспечение в амбулатории и стационаре и рыночный (коммерческий) оборот лекарств. Эти составляющие предполагают различную степень участия государства, и эти две системы должны быть описаны в законе отдельно.
В частности, многие эксперты отмечают, что нельзя говорить о ценовом регулировании в отношении лекарств, которые признаны жизненно необходимыми, поскольку такие препараты должны быть по определению бесплатны и доступны для населения. Пока же, если внимательно изучить предлагаемый закон, возникает ощущение, что государство вовсе не намерено закупать для населения ЛС даже согласно перечню ЖНВЛС, а намерено лишь регулировать их обращение…
То же самое относится и к ценовому регулированию, о котором так громко заявили руководители Минздравсоцразвития в начале этого года. В реальности предложенные в Законе формулировки означают, что озвученная публично стратегия государственного регулирования цен на лекарства подменяется государственной регистрацией отпускных цен производителей (при этом умалчивается о том, кто ее будет осуществлять). С федеральных органов государственной власти в сфере обращения лекарственных средств, по сути, снимается ответственность за образование цен, поскольку оптовые и розничные надбавки, согласно проекту закона, будут устанавливать субъекты РФ. Самостоятельное ценообразование в субъектах РФ вкупе с региональными особенностями лекарственного обеспечения, несомненно, приведет к различиям в доступности лекарственных средств для населения. По сути, речь идет о самом коррупционном подходе из всех возможных, поскольку во всех субъектах РФ будут созданы свои правила, свои цены, и все это станет бесконечным поводом для торговли между властью субъекта РФ и фармацевтическим бизнесом.
Несложно посчитать, что если сегодня федеральный центр не смог добиться наведения порядка и снижения цен на рынке ЛС, то умноженные на количество субъектов РФ эти сложности не только создадут полный хаос, но и приведут к прямо противоположному результату – к увеличению цен.
Еще более странно, по мнению представителей ряда объединений пациентов, выглядит попытка подогнать стандарты медицинской помощи под Перечень ЖНВЛС. Фактически, речь идет о государственном вмешательстве в назначения лечащего врача и попытке решать за него, чем лечить пациентов. А между тем именно врач несет ответственность за лечение больного, согласно закону об охране здоровья граждан. В то же время, стандарт является научно обоснованным нормативным актом, включение и исключение из которого тех или иных средств должно быть обосновано, прежде всего, достижениями медицинской науки, а не только экономическими соображениями.
Академик Воробьев призвал общественность использовать последнюю имеющуюся возможность повлиять на ситуацию и активно высказаться в пользу принятия в закон поправок, учитывающих и защищающих права пациентов. Сделать это легитимным образом можно до второго чтения, которое должно состояться через месяц после первого.
Внести свои замечания и оставить подпись под поправками в закон, разработанными совместно Формулярным комитетом РАМН и общественными объединениями пациентов, можно на сайте Межрегиональной общественной организации “Общество фармакоэкономических исследований“.