Волшебная флейта

Обычно то, что наши ноги ходят, пальцы держат ручку, то, что мы имеем зрение, слух, голос мы воспринимаем как само собой разумеющееся. И порой осознание истинного значения этих возможностей приходит только с их потерей. Как в сказке о Русалочке, которая лишилась голоса, и эта потеря оказалась для нее роковой.

А, кстати, что мы вообще знаем о человеческом голосе?


Антонина Камышенкова / «Здоровье-Инфо»

Исток рождения голоса

Человек обладает данным от природы и поистине уникальным музыкальным инструментом, который помогает ему в общении, формирует его неповторимый индивидуальный образ, добавляет ему обаяния, авторитета, убедительности, передает всю палитру его эмоций. Будучи по объему сравнимой с флейтой-пикколо, человеческая гортань способна извлекать звук, по мощности сравнимый со звучанием целого оркестра. Как такое возможно? В чем секрет рождения этого звука?

Источником человеческого голоса являются «голосовые складки». Это две складки в слизистой оболочке, содержащие голосовые связки и голосовые мышцы. Они выступают с обеих сторон гортани, образуя так называемую голосовую щель, через которую в трахею поступает воздух. Поток выдыхаемого воздуха колеблет складки, что и приводит к образованию звука.

Акустические секреты

Но это лишь часть той информации, которая касается происхождения человеческого голоса. Из чего же, помимо голосовых складок, состоит голосовой аппарат, что делает голос громче или тише, от чего зависит ширина голосового диапазона? Как, наконец, сберечь этот ценный инструмент?

Геннадий Федорович Иванченко,
 
профессор, руководитель отдела заболеваний гортани и фониатрии научно-клинического центра оториноларингологии Минздрава России.
 
Источником образования голоса, как известно, являются голосовые складки – (vocal cords). Звук, который они порождают, кроме основного тона, содержит целый ряд обертонов. Тем не менее, этот «складковый» звук совершенно не похож на звуки живого голоса – свой естественный тембр голос приобретает благодаря системе специальных резонаторов. Поскольку природа – экономный и рациональный строитель, роль резонаторов «по совместительству» она поручила различным воздухоносным полостям дыхательного тракта, которые со всех сторон окружают голосовые складки. Важнейшие резонаторы – это глотка и ротовая полость. Благодаря их способности изменять объем и форму, изменяются и их акустические свойства, и мы можем произносить различные гласные и согласные звуки. Интересно то, что рот и глотка – важнейшие, но не единственные резонаторы голосового аппарата – резонирует и носовая полость. Она, хоть и не изменяет своего объема, но, тем не менее, способна очень сильно изменять тембр голоса и наряду с ротовой полостью участвовать в образовании гласных и согласных звуков. Осуществляется это, благодаря мягкому небу, которое регулирует степень акустической взаимосвязи носовой полости и ротоглоточным резонатором. И это еще не все резонаторы – большое значение в голосообразовании, особенно в пении, имеет грудной резонатор, который действует как резонаторная дека, придающая голосу свойственную ему силу. Таким образом, голосовой аппарат – это целая система органов, без которых была бы невозможна акустическая «раскраска» голоса, придание ему тех самых оттенков, которые и делают его живым и красивым.

Многогранная палитра

Мы рассмотрели голос как важную функцию гортани и как некий акустический феномен, но ведь это далеко не всё. Голос играет не только биологически важную роль, но и социально-коммуникативную. По сути дела, это человеческая мысль, облаченная в звуковой сигнал. Таким образом, человеческий разум использует голос для формирования речи, а уже благодаря богатым модификациям голоса человеческая речь бывает звучной, красивой, эмоциональной. Человеческий голос тем еще уникален, что его тембр, манера говорить, интонация и другие нюансы придают ему множество оттенков, выражающих самые разнообразные чувства и настроения человека. Робкий, уверенный, ехидный, твердый, испуганный, торжествующий, суровый, тоскливый, ликующий – все эти эпитеты могут характеризовать голос одного и того же человека в разные моменты его жизни. Голос может быть предметом восхищения окружающих, может помочь человеку внушить толпе какую-то идею и часто является инструментом манипулирования другими людьми.

Как сделать голос красивым

Конечно, не каждый человек способен владеть своим голосом так, чтобы других людей, убеждать их в своей правоте или вызвать сочувствие. Но, как выясняется, это дело поправимое.

Итак, голосовые данные можно корректировать:

  • если имеются какие-либо голосовые несовершенства «от природы» (слишком высокий, низкий, дребезжащий, хриплый, шелестящий голос)
  • если нужно придать голосу звучности и убедительности
  • чтобы выступать с трибуны, владеть аудиторией
  • чтобы научиться петь (при условии наличия музыкального слуха)
  • чтобы просто сделать голос красивым – бархатным, звучным

Постановкой красивого речевого, а также вокального голоса занимаются фонопеды. Эти специалисты владеют самыми разнообразными методиками. Например, улучшить тембр голоса можно при помощи методов вокальной педагогики, научить человека ярко и звучно произносить речь – используя приемы риторики. Все приемы лечебно-педагогического воздействия являются наработанными и проверенными в течение десятков лет. А вот выбор оптимальных средств и методов лечебно-педагогического воздействия, невозможен без всестороннего и углубленного анализа общего состояния пациента, без выявления его индивидуальных психологических и характерологических особенностей. Все это помогает подобрать индивидуальный комплекс мер, с помощью которых мир пополняется новыми демосфенами и шаляпиными.

Что делать с «больным» голосом?

Что же касается нарушений голоса на фоне ОРВИ, ларингита, тонзиллита (охриплость, отсутствие голоса) или на фоне стрессов (дисфония, афония), а также парезов и параличей гортани вследствие повреждения гортанных нервов – тут необходимо срочно обратиться в оториноларингологу, который сможет назначить правильное лечение.

На ранних стадиях обычно назначают медикаментозные средства и электрофонопедические стимуляции. Если улучшение голоса не наступает, то используют хирургические методы лечения в частности, имплантационную медиализацию парализованной голосовой складки. Такая тактика позволяет восстановить голос даже при тяжелых формах его поражения.

 

 

 

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: