Плач – нормальное поведение малыша. Это его единственный способ коммуникации с мамой. По-другому он просто не умеет реагировать на раздражители. Как распознать причины плача, и что с ними делать?
Александр Тушкин / «Здоровье инфо»
Младенцы до 6 месяцев
Дети в этом возрасте плачут буквально по любому поводу. Мокрый подгузник? Ребенок плачет. Болит животик? Ребенок плачет. Хочется есть? Ребенок плачет. Новорожденные не могут контролировать свой плач, как и вы не можете произвольно остановить икоту. Впрочем, вам от этого не легче – ребенок-то продолжает надрываться, а вы в панике размышляете, что нужно делать.
К 6-ой неделе жизни в мозгу происходит колоссальный рост нервных связей, поэтому ребенок получает больше контроля над своими действиями. Этого достаточно, чтобы малыш понял связь между плачем и устранением неприятностей – сменой мокрого подгузника и кормлением.
Что же сделать?
Все ли в порядке у ребенка? Если вы не можете точно установить причину плача, просто начните по порядку. Вы его покормили? Отрыжка была?Подгузник поменяли?
Пеленание. Ваш ребенок провел 9 месяцев в лучших условиях, которые только могла придумать природа. Неудивительно, что дети успокаиваются в ответ на пеленание и качание на руках. Это лучше всего имитирует те ощущения, которые ребенок испытывал в лоне матери. Кроме того, ребенок к этому времени плохо контролирует свои мускулы, а пеленание позволяет держать его конечности вместе. Это улучшает качество сна ребенка.
Пообщайтесь с ребенком. За 9 месяцев ребенок привыкает к голосу матери. Если малыш плачет, попробуйте поговорить с ним нормальным тоном, спеть какую-нибудь песню. Можно попробовать включить легкую музыку.
Оставьте ребенка в покое. Если ничто не помогает, попробуйте отнести кроватку ребенка в тихое, темное место. Возможно, ему надо просто отдохнуть.
Малыши от 6 до 12 месяцев
К 6 месяцам ребенок уже знает свое имя, голоса родителей, названия игрушек. Он начинает исследовать окружающий его мир. Постепенно малыш начинает постигать связь между причиной и следствием. В полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 годам.
Когда ребенку полгода, он учится такой полезной штуке, как восприятие постоянства предметов. Если раньше вы просто уходили из комнаты, и ребенок не мог этого понять, то сейчас, он будет звать вас при помощи единственного доступного ему инструмента – плача.
Что же сделать?
Научите ребенка успокаиваться. Сыграйте с малышом в прятки: закройте лицо ладонями, а потом раскройте их. Эти простые игры позволят ребенку лучше закрепить восприятие постоянства предметов. Он поймет, что даже когда вы закрываете лицо руками, вы все еще рядом.
Давайте только одну игрушку. Дети не могут манипулировать сразу несколькими объектами. Дайте ребенку игрушку, если он не успокоится – дайте новую игрушку. Возможно, вы найдете то, что так хотел потрогать ребенок.
Спойте. Голос матери сам по себе является отличным успокаивающим средством. Попробуйте спеть что-нибудь и научить ребенка петь вместе с вами. К году некоторые дети умеют «пропевать» простые слова, вроде «дай», «мама».
Дайте что-нибудь погрызть. К этому возрасту у детей начинают резаться зубы. Дайте ребенку погрызть какую-нибудь игрушку. Убедитесь в том, что она подходит для этого. Лучше всего купите охлаждающие колечки-прорезыватели из пластика. Перед тем как дать их ребенку, колечки нужно класть в холодильник.
Дети от 12 до 24 месяцев
К этому времени плач приобретает все более осмысленный характер. Ребенок еще не знает, как выразить свое неудовлетворение, поэтому прибегает к плачу. Кроме того, ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, однако все еще боится уходить слишком далеко от вас.
Что же сделать?
Приготовьтесь к обороне. В этом возрасте дети могут «манипулировать» вами с помощью истерик. Всегда держите себя в руках и никогда не срывайтесь.
Ребенок, а не его аудитория. Дети любят закатывать «концерты» на публике. Не обращайте внимания на случайных слушателей, даже если они бросают неприятные комментарии в вашу сторону. Найдите тихое место и справьтесь с проблемой.
Связывайте слова с эмоциями. Постоянно разговаривайте с ребенком и комментируйте свои действия. Вам нужно научить его связывать свои неприятности со словами. Скажите ребенку: «Я плачу, потому что у меня болит живот». Со временем ребенок сможет самостоятельно обозначать проблему с помощью слов.