Иногда кажется, что жизнь любого ребенка – это череда запретов и позволений. «Туда не ходи!», «Это не бери!», «На этой горке можно кататься, а сюда не лезь!», «Сегодня мороженное можно, а завтра уже нет!». На самом деле, без установленных границ мир малыша способен превратиться в настоящий хаос, ведь ребенок самостоятельно не может организовать свою жизнь, ему обязательно нужно управление взрослых. Однако бездумные запреты и разрешения тоже хорошей службы не сослужат. Чтобы ребенок полноценно развивался, система правил должна быть обоснована, логична и системна.
Екатерина Быковцева / «Здоровье-Инфо»
От 1,5 до 3 лет
Чего хочет ребенок? То, что видит, знает, умеет и слышит, причем обстоятельства, время и место порой не играет никакой роли. Ваш белокурый ангел может растянуться на полу в поликлинике, потому что так хочется. Устроить истерику в магазине, потому что много игрушек и все должны быть его. Есть бесконечное множество причин и желаний, но нет послушания и сговорчивости. Не вините себя или плохой метод воспитания – дело в возрасте. До полутора лет ребенок чувствовал себя продолжением родителей. Своего Я еще не существовало. Сейчас он научился идентифицировать себя, поэтому «Я хочу и я буду..» впереди планеты всей. При этом логика и разум практически отсутствуют – малыш в таком возрасте живет исключительно желаниями и эмоциями. Своими действиями наперекор и упрямством он пытается показать свою независимость. Запрещая все подряд, можно сделать малыша агрессивным и раздражительным, все позволяя – даже подумать страшно. Истина посередине.
Что и как запрещать? У ребенка в возрасте двух-трех лет только складывается система понятий, что такое хорошо, а что такое плохо. Что опасно, а что не причинит вреда. При этом малыш не может сам себя ограничить, включить разум и логику. Он живет желанием, любопытством и необходимостью исследовать мир. Родители обязаны установить границы дозволенного, чтобы обеспечить безопасность своему чаду и не принести вреда остальным. Не стоит разрешать бросать пельмени в кипящую воду, включать в розетку пусть и неисправный фен, нажимать кнопки на стиральной машинке – все это добром не кончится – ни для малыша, ни для родителей. Причем определять рамки старшие должны категорично и уверенно. Достаточно однажды дать слабину, потом никакие запреты не помогут – ребенок будет требовать свое истошными воплями и истериками. Ему невозможно взять в толк, почему раньше разрешили, а теперь опять нельзя. В этом же возрасте закладываются нормы морали и правила поведения. Поэтому запрещать пинать кошек, брать чужие игрушки, бросать песок детям в глаза, выключать телевизор, когда его смотрит вся семья – самое время. Отказы должны быть рациональные. Нужно каждый раз объяснять ребенку, почему ему что-то не разрешается. Если нужно – сто раз, и на сто первый малыш поймет смысл того или иного табу. Если родители говорят «нет», исходя из своего упрямства, деспотично и необоснованно – ребенок раздражается, становится агрессивным, остается при своем мнении. Перед тем как отказать постарайтесь понять, чем обосновано желание ребенка, выслушайте его мотив, если он способен объяснить. Когда с малышом считаются, он чувствует уважение к себе, а это прямой путь к развитию полноценной личности и нормальных отношений.
Что разрешать? Энергии малыша способны позавидовать спортсмены – он может часами скакать, прыгать, бегать, переворачивать дом вверх дном и ни капельки не утомится. Разрешать можно все, что поможет ему выплеснуть энергию и удовлетворить любопытство без ущерба для остальных. Пусть прогулки малыша будут активными – разрешайте ему познавать мир, но только под вашим присмотром. Причем наблюдением родителей должно быть без активного вмешательства. Подстрахуйте ребенка на горке или батуте, но не одергивайте его, если он может упасть или испачкаться. Для того чтобы усвоить что такое ЧИСТО нужно понять, что такое ГРЯЗНО, поэтому дайте зеленый свет шаганию по лужам и ковырянию в земле. Если случай не категоричный – уступите ребенку. Например, вы хотите уложить его спать, а он просит разрешения досмотреть мультик. Идя на компромисс, вы даете ребенку почувствовать свою значимость. Более того, ребенок научится уважать других, если уважают его.
Что делать, если назревает конфликт? В любом деле ищите компромисс, предлагайте альтернативные варианты, если вас что-то не устраивает. Так, если малыш желает разрисовать холодильник – приклейте на него большой лист бумаги. Проявляйте гибкость и подталкивайте ребенка к правильному, как бы самостоятельному, решению: «Ты не хочешь надевать пальто? Ну, ты же понимаешь, что, простудившись, останешься дома и не пойдешь в зоопарк?» Как вариант – отвлечь ребенка от предмета дискуссии, переключить его внимание на другое занятие. Однако никаких компромиссов не может быть в случае категоричных запретов – таких как переходить дорогу только за руку с взрослыми и ехать в машине только в своем автокресле.
От 3 до 6 лет
Чего хотят дети? После трех лет кризис самостоятельности и независимости постепенно утихает. Ребенок становиться спокойнее, рассудительнее, ему уже знакомы рамки, которые нарушать не стоит. Он прислушивается к родителям, хочет быть «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой», поэтому с удовольствием делает то, что ему говорят старшие. Но личные желания никто не отменял. Они запросто расходятся с родительскими, но избавиться от них ребенок не может – особенность возраста.
Что и как запрещать? К трем годам у ребенка должна четко и ясно сложиться в голове система табу. Придерживаться этих правил должны члены всей семьи и касается она, как правило, жизни и здоровья. Причем запреты эти однозначны, и не обсуждаются. Обычно к трем годам ребенок знает, что никого нельзя бить, нельзя говорить плохие слова и брать чужое. Добавьте еще какие-то пункты. По-прежнему запрещайте ребенку все, что может навредить ему или ценно для вас – смотреть часами телевизор, прыгать с подоконника, вырывать цветы из горшков. Но, запрещая, говорите что можно – рисовать на стенах нельзя, но можно в альбоме. А вот запретить обманывать, преувеличивать, фантазировать получится вряд ли, и альтернатива здесь минимальна. В этих случаях нужно разобраться что является мотивом. Так, дети фантазируют от эмоционального голода, а начинают врать, потому что хотят обратить на себя внимание. Причину ищите в себе и в вашем отношении к ребенку.
Что и как разрешать? В этом возрасте максимум свободы (не путать с равнодушием!) только на пользу. Ребенок учится быть самостоятельным и единолично принимать решения. При этом плюсом будет если вы вовлекаете его в процесс принятия ваших решений – в какой цвет покрасить забор, какие обои поклеить и даже какой галстук надеть… В дошкольном возрасте появляется много психологических потребностей малыша, о которых родители не догадываются и отказывают ему во многом – что в корне неправильно. Разрешите ребенку завести домашнее животное, если он постоянно тащит с улицы бездомных братьев наших меньших. В этом возрасте возникает естественная потребность заботиться о ком-то, удовлетворив ее, вы научите малыша быть чутким, ответственным и внимательным к другим. Бесполезно корить ребенка за «жадность» – защищать свою территории и собственность сейчас вполне естественно. Не запрещайте постигать пространство – лазить на деревья, прыгать через ступеньки и тому подобные вещи. Естественно, в рамках разумного. В дошкольном возрасте ребенок начинает испытывать себя и доказывать окружающим, на что он способен, поэтому неугомонность и постоянное желание залезть, куда повыше, вполне объяснимы. И в этом возрасте уже вполне можно растолковать ему возможные последствия неосторожности.
Что делать, если назревает конфликт? Миновав кризис трех, лет ребенок становится менее категоричным и с ним намного легче договориться. Во-первых, всегда слушайте его мнение и его желание. Важно уметь не настаивать. Не хочет ребенок есть – не доводите себя и его до истерики – поест, когда захочет. Не хочет днем спать – не укладывайте насильно, но объясните последствия – хотела вечером с тобой кино посмотреть, но ты не спал и захочешь на боковую раньше, чем обычно.