«А я так вижу», или какие дефекты зрения были у великих художников


В чем секрет необычной художественной манеры великих художников? Как складывается их стиль? Ответить на этот вопрос зачастую значит разгадать загадку гения. Но иногда виновником особой манеры письма становится… дефект зрения. И случаи эти совсем не единичные.

Тайна Леонардо

Иногда кажется, что о Леонардо да Винчи мы знаем практически все. Но совсем недавно ученые выступили с новым неожиданным предположением. Оказывается, Гений Возрождения страдал от… косоглазия. Причем в такой форме, которая давала ему способность видеть и трехмерную, и двухмерную картину мира не закрывая один глаз. Поэтому он очень точно соотносил реальный вид с тем, что он переносил на плоский холст.

Вывод о патологии Леонардо исследователи сделали, изучив шесть картин, на которых, как считается, изображен сам великий художник.

Все выше и выше

Анализ картин испанского художника Эль Греко привел ученых к выводу о том, что он, скорее всего, страдал от астигматизма. При этой особенности зрения хрусталик глаза вытянут, и соответственно искажается и картина мира. Не случайно Эль Греко рисовал вытянутые фигуры. Правда, стремясь подтвердить эту догадку, ученые провели эксперимент: группе испытуемых было предложено носить линзы, имитирующие астигматизм, и при этом рисовать с натуры и по памяти. Спустя некоторое время (ведь испытуемым нужно было приспособиться к линзам) изображения получались реалистичными, без нарушения пропорций. Так что пусть это будет одной из загадок манеры Эль Греко.

«Легкая степень» импрессионизма

Все мы знаем, что картины импрессионистов отличает особая, легкая, манера письма, незаметные и плавные переходы между цветами, прозрачная палитра. Австралийский нейрохирург Н. Дэн полагает, что Моне, Ренуар, Сезанн, Дега, Писсаро и Матисс страдали от легкой степени близорукости. Правда, искусствоведы не разделяют эту точку зрения, относя особенности манеры импрессионистов к области эстетики, а не медицины.

А вот Клод Моне, видимо, страдал катарактой. И это действительно видно на его полотнах. Больные с помутнением хрусталика постепенно начинают видеть мир как бы сквозь дымку тумана и перестают воспринимать холодные тона. В поздних картинах Моне и правда больше красного, желтого, оранжевого цвета, а холодной палитры практически нет.

Побочные эффекты

Известно, что гении часто бывают немного сумасшедшими. Винсент Ван Гог страдал эпилепсией и принимал лекарства от нее. Видимо, побочным эффектом от терапии были особенности восприятия желтого цвета – он доминирует в палитре художника. И скорее всего, Ван Гог именно так и видел окружающий мир. А его пристрастие к абсенту еще усиливало эту особенность.

Большое видится на расстоянии

В случае художника Эдгара Дега крупные фигуры на картинах позднего периода и резкие линии были необходимостью: художник страдал от прогрессирующего ухудшения зрения. Не рисовать он не мог, поэтому, чтобы видеть собственные полотна, он стал рисовать пастелью, фигуры на картинах укрупнились, линии стали более яркими. Причем сам Дега не воспринимал свои поздние картины как «особенные».

Искажение формы

Может ли человек, который видит все не так, как другие, стать художником? Не помешают ли ему эти особенности? Пример экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона доказывает, что нет. На его полотнах изображаются фигуры, лишь отдаленно напоминающие тела или лица. Кажется, что он нарочно привносит в нашу жизнь уродство и дисгармонию. Однако врачи предполагают, что он страдал дисморфопсией (или метаморфопсией). При этом расстройстве нарушается восприятие очертаний и положения предметов в пространстве. Так что вполне возможно, что то, что мы воспринимаем как уродство, в глазах Бэкона и было истинной (для него) картиной мира.

Как бы то ни было, особенности зрения мешают в обыденной жизни даже гениям. Чтобы зрение вашего ребенка не пострадало, обращайте внимание на важные факторы, о которых мы рассказали в нашей статье.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: