При правильной рекламе косметика раскупается на ура, ведь продается не что иное, как молодость и красота. Производители обещают «за три недели насытить кожу жизненной энергией». Однако, разобравшись в составах кремов, эмульсий и гелей, многие мифы о косметических средствах можно развенчать.
Автор: Антонина Камышенкова
Миф первый. Гипоаллергенная косметика полностью безопасна
В действительности любой ингредиент может вызвать аллергическую реакцию. Возьмем хотя бы кремы из натуральных составляющих – экстрактов растений. Обычно это вытяжки из почек березы, конского каштана, водного ореха, шалфея, фенхеля, зеленого чая, брусники, шиповника, овса. Иногда встречаются экзотические экстракты японских растений – камелии или сакуры. Однако хорошо известно, что самой частой причиной весенних поллинозов является пыльца растений.
При этом главным аллергеном является любимая производителями кремов береза, именно она виновна в 25% случаях сезонной аллергии.
Парафин, который составляет жировую основу крему, является тяжелейшим продуктом нефтепереработки, который способен накапливаться в организме человека, вызывая образование раковых клеток.
Миф второй. Абсолютно натуральная косметика
Для уставших от синтетики потребителей идея о натуральности и естественности косметики пришлась по вкусу. Растительная или органическая косметика сделана из сливок, меда, банана, яблока, йогурта. Однако если сделать маску из этих продуктов дома, через некоторое время она испортится. А вот натуральный крем не портится из-за консервантов, которые уничтожают бактерии. А вместе с ними – и естественную кожную флору.
В настоящее время количество веществ, используемых в качестве консервантов, достигает 200.
Натуральными, хотя и слабыми консервантами, являются прополис, экстракты из листьев эвкалипта, черемухи, березы. К синтетическим относятся бензойная кислота, сорбитол, этиловый спирт, бензоат натрия, сульфат серебра, шиконин, нипагин и нипазол. Большинство перечисленных вещество принадлежит к классу парабенов, которые повышают риск развития рака молочной железы.
Консерванты обозначаются в составе крема литерой «E». Они присутствуют в косметике всегда.
Миф третий. Коллаген и эластин проникают в кожу и укрепляют ее
Производители для большей эффективности включают в состав косметики молекулы эластина, коллагена, коэнзима Q10, гиалуроновой кислоты и прочих веществ, синтез которых происходит в нашей коже, что поддерживает ее упругость. Например, коллаген продуцируется собственными клетками, фибробластами, как основа для подкожной клетчатки. С возрастом синтез всех этих веществ снижается, а кожа стареет и обвисает. По уверениям производителей косметики, стоит нам нанести крем на лицо, как коллаген немедленно проникает в клетки кожи. Однако молекулы коллагена слишком велики и тяжеловесны. Чтобы они попали в кожу, их делают низкомолекулярными и вводят посредством инъекций. Эффект воздействия крема очень просто объясняется: некоторые кремы содержат специальные светоотражающие частицы, за счет которых кожа выглядит красивее и свежее.
Миф четвертый. Увлажняющие кремы восполняют потерю влаги
Для увлажнения кожи в состав косметики вводятся специальные гидрофильные вещества, способные вытягивать влагу из окружающей среды и удерживать ее. Как правило, это целый спектр разных веществ: жиры, минеральные масла, глицерин, молочная кислота, мочевина, лецитин и так далее. Если вы находитесь в сухом помещении, молекулам-увлажнителям неоткуда брать влагу, кроме как из глубинных слоев вашей собственной кожи. Так и происходит: они буквально высасывают воду из ваших запасов. Поэтому к вечеру кожа еще более сухая, и она опять требует увлажнения. Чтобы запасы воды брались извне, надо находиться в помещении с уровнем влажности не менее 65%.
Самый верный путь сохранения нормального водного баланса организма – это 2 литра чистой воды в день. Именно так, изнутри, клетки кожи лучше всего насыщаются влагой.
Миф пятый. Дорогая косметика лучше дешевой
В 2006 году исследователи доказали, что дорогой крем так же эффективен, как и любой другой. Ценообразование косметики класса «люкс» основывается на известности самого бренда, на дорогостоящих и долгих биотехнологиях (биоброжение, ферментация, рост клеточных культур), на наличии собственных научных лабораторий, на красивой упаковке, на исследованиях по безопасности продукта. Самое главное, что сырье для всей косметики используется одно и то же. Пропиленгликоль и парафин, витамины, жиры и масла, белки и ферменты – все это покупается у одних и тех же химических компаний уровня Dupont.
Вполне возможно, что какой-нибудь копеечный российский крем «из череды и сливочного масла» переплюнет по эффективности дорогой французский.