Когда мать — главный враг ребенка: что такое делегированный синдром Мюнхгаузена


Ребенок заболел! Мама обращается к врачу, подробно описывает симптомы, исправно дает лекарства, а если нужно — приводит чадо на дополнительные обследования и кладет в больницу. Но порой лечение затягивается, у малыша появляются все новые и новые симптомы… В итоге выясняется, что лечить нужно не ребенка, а маму.

Все это выдумки

Вы читали в детстве книгу о приключениях неутомимого выдумщика барона Карла Мюнхгаузена? Помните, какими забавными казались его истории? Один полет на Луну на ядре чего стоил.

Между тем, Карл Мюнхгаузен — это реальный исторический персонаж, немецкий дворянин, военный, служивший в том числе и в России, по стечению обстоятельств ставший литературным персонажем. А также давший имя достаточно редкой болезни — синдрому Мюнхгаузена, или симулятивному расстройству.

Что симулируем?

Как следует из названия, пациенты с симулятивным расстройством симулируют различные заболевания. Они с удовольствием жалуются на недомогания, проходят обследования, сдают анализы и лечатся. В случае необходимости могут сделать операцию, и не одну. Если врачи говорят таким людям, что никаких причин для недомогания у них нет и дело, видимо, в состоянии нервной системы, пациент может просто исчезнуть… чтобы через некоторое время объявиться уже у другого врача.

Чаще всего пациенты с синдромом Мюнхгаузена симулируют следующие заболевания:

  • «Острый живот». Причем если пациента отправляют на операцию по удалению аппендицита, они на нее идут. Некоторые симулянты лишаются части кишечника, но и это не способствует их выздоровлению.
  • Кровотечения. Самый простой способ добиться кровотечения — нанести самому себе рану, что и делают пациенты с симулятивным расстройством.
  • Неврологические нарушения. Здесь все совсем сложно: жалобы на боли, головокружения, паралич, судороги выглядят очень достоверно. А физиологических причин для таких нарушений врачи не находят.

Часть симптомов пациенты могут симулировать с помощью лекарств (например, хроническая диарея легко «получается» при постоянном приеме слабительных). В Великобритании известна пациентка, которая сделала 42 операции, ни одна из которых не  была ей  нужна. Но одно дело, когда люди вредят себе. И совсем другое — когда речь идет о детях.

Делегируем болезнь

Если синдромом Мюнхгаузена страдает родитель, но болезнь может «задеть» и ребенка. В этом случае врачи говорят о делегированном синдроме Мюнхгаузена, или синдроме Полле (по имени дочери барона).

В это случае родители симулируют различные симптомы у детей. В ход идут все средства: детям подмешивают лекарства, лишают лекарств (если дети и правда больны), иногда даже душат и добавляют в еду ядовитые вещества.

В качестве яркого примера делегированного синдрома Мюнхгаузена приводят случай пациентки из США, которая жила в Миссури. Женщина постоянно таскала свою дочь по врачам, и, хотя ни один из придуманных симптомов не подтвердился, она продолжала это делать. Более того, мать считала, что у девочки мышечная дистрофия, и возила ее в инвалидном кресле. История закончилась трагически — измученная девушка убила свою мать.

Первый случай делегированного синдрома Мюнхгаузена, описанный в литературе, вообще был комплексным. Мать семейства сама симулировала частичный паралич, дочери она придумала сахарный диабет, и для получения клинической картины использовала ацетон и глюкозу. У сына мать вызывала судороги и нарушения сознания, используя специальные препараты.

Чего же ждут такие родители? Как ни странно это звучит, одобрения за то, что они заботятся о больном ребенке и полностью отдают себя ему. Но вот беда — иногда такие родители «залечивают» детей до смерти. Работать с этими пациентами сложно, потому что они нуждаются в постоянном одобрении своих действий, а нанесение вреда детям сложно совместить с позитивом. Но такие пациенты в обязательном порядке должны проходить специальную психотерапию.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: