Дошкольники, которые книжкам предпочитают видеоигры, компьютер и телевизор и при этом мало двигаются, рискуют заработать дислексию – стойкое нарушение способности читать.
Наталья Резник / «Здоровье-инфо»
Есть такая болезнь
Если ваш умненький ребенок 7-8 лет с нормальным зрением и хорошим слухом с трудом читает по слогам и при этом неуклюж и неусидчив, у него, скорее всего дислексия (от латинского “dys” – отрицание и “lego” – читаю). Таких детей отличает «словесная слепота»: они с трудом запоминают очертания букв, а при чтении пропускают и путают звуки или даже слоги.
Из-за плохого речевого слуха дислексики не различают схожие звуки и неохотно используют их в речи и при письме. Естественно, пишут они так же, как слышат и читают – с ошибками, пропусками букв и целых слогов.
Дислексия – это болезнь, при которой определенные зоны мозга функционально менее активны, чем положено. В некоторых семьях дислексией страдают несколько человек, так что к ней, очевидно, существует генетическая предрасположенность. Но сделать из ребенка дислексика можно и собственными руками.
Избыток зрительных образов
В современных развитых странах, в том числе и в России, доля дислексиков составляет 15-20%. Почему их так много? По мнению члена Российской ассоциации дислексии, кандидата биологических наук Олега Вадимовича Левашова, одна из причин заключается в том, что современные маленькие дети перегружены зрительной информацией.
Вспомним популярную рекламу подгузников: малыш, которому нет и года, сидит на диване и смотрит телевизор, в то время как его мама хлопочет на кухне. Младенец еще не понимает происходящего на экране и просто увлечен мельканием картинок, но для детишек чуть постарше уже снимают специальные передачи, чтобы привлечь их к телевизору. Потом у малышей появляются электронные игры, компьютерные игры, комиксы с минимальным количеством примитивнейшего текста.
А у многих младших школьников уже есть мобильные телефоны, в которых детей интересуют в основном игры и музыка. Родители довольны – ребенок при деле. И мало кому сейчас мамы и бабушки читают книжки и рассказывают сказки. Между тем, перегрузка зрительными образами в столь нежном возрасте вызывает перекос в развитии зрительной системы.
Две системы
Вообще-то, систем передачи и обработки зрительной информации у нас две. Одна настроена на анализ малоподвижных объектов, попадающих в центральное поле зрения, их цвета, текстуры, деталей формы. Именно ее мы нагружаем, когда разглядываем изображение на экране.
Но ее чрезмерное развитие приводит к дефициту второй системы, которая управляет вниманием, движением глаз, реакцией на движение и ориентацией в пространстве. С помощью этой системы человек воспринимает знаки и читает текст. Ведь для чтения нужно узнать все буквы, соединить их в слова, переводить взгляд от слова к слову, не теряя их на строчке.
О дефиците работы системы ориентирования при дислексии говорят многочисленные данные физиологов и психологов. Значит, ее тоже нужно упражнять, но как это делать маленькому ребенку, которому еще рано учиться читать?
Спасительные игры
Эта система обеспечивает не только способность к чтению, но и внимание, хорошую координацию движений и быструю реакцию. Лучше всего эти качества развивают игры с мячом, доступные даже маленьким.
К сожалению, современные дети больше увлечены компьютерными играми и телевизором, чем футболом, баскетболом или теннисом. И в этом специалисты видят еще один фактор, который способствует развитию дислексии. Так что у современных детишек две беды: перегруженность зрительными образами и низкая физическая игровая активность, которые, в свою очередь, приводят к недостаточной активности системы, которая помогает читать.
Критический юный возраст
В наше время во всем мире кардинально изменилось соотношение между словесной и зрительной информацией. Текста стало гораздо меньше, а картинок больше. Все это приводит к перегрузке правого, образного полушария мозга. (Кстати, анализ цвета и формы предметов происходит как раз в правом полушарии).
К сожалению, этот поток «визуального загрязнения», как его называет профессор О.В. Левашов, обрушивается не только на взрослых людей, но и на детишек от 2 до 8 лет, у которых как раз происходит становление функций коры и зрительных систем.
Но этот поток никто не контролирует: ни родители, ни педагоги, ни психологи. Между тем, избыточная нагрузка на правое полушарие ребенка в этом возрасте неизбежно приведет к недоразвитию левого, в котором находится речевой центр, и негативно повлияет на раз
витие лингвистических способностей. А всякая функция формируется в свое время, и то, что не развилось до 7-8 лет, потом трудно исправить.
Дислексию, как правило, обнаруживают во втором классе, и только тогда начинают лечить. Ребенку повезет, если его родители найдут хорошего специалиста. Понятно, что во время лечения школьника придется отрывать от компьютера и телевизора, к которым он уже пристрастился, а также отучать непрерывно слушать музыку – это занятие тоже задействует, в основном, правое полушарие в ущерб левому.
Гении как исключение из правила
Чем чаще встречается дислексия, тем больше появляется в Интернете сайтов, посвященных этой проблеме. На многих сайтах встревоженных родителей успокаивают. Мол, дислексики имеют прекрасное пространственное воображение и изобразительные способности, у них хорошо развито креативное мышление, за которое отвечает правое полушарие, и они часто преуспевают в бизнесе или делают актерскую карье
ру. Создатели этих сайтов с удовольствием упоминают Эйнштейна, Микеланджело, Уолта Диснея и Ганса Христиана Андерсена, которые в детстве страдали дислексией.
Все это так, но ведь это было в детстве. Невозможно себе представить неграмотного Эйнштейна или Андерсена! Значит, они все-таки научились читать. И гораздо проще не допустить болезнь, чем потом ее лечить. Если родители осознают важность проблемы, они смогут найти время для своего ребенка, поиграть с ним и почитать интересную книжку (заодно и сами от телевизора оторвутся). А для развития творческих способностей есть и другие методы, более разумные.
Визуальный язык
Сложившийся стереотип поведения детей и визуальная информационная экспансия могут привести к дальнейшему увеличению числа дислексиков. И тогда человечеству, возможно, придется создавать специальный визуальный язык.
В развитых странах уже стали меньше читать, переходят на комиксы и даже находят для этого оправдание. Защитники комиксов уверены, что просмотрев, к примеру, комикс по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого, подросток захочет прочитать роман целиком. А может, он и не захочет, потому что уже знает, о чем там речь.
А в Нижегородской области разработали «Уголовный кодекс для детей», в котором самые распространенные правонарушения представлены в виде комиксов. Ответственные лица говорят, что количество подростковых правонарушений после этого уменьшилось. Видимо, современные подростки действительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем родной язык.
На эту тему можно еще почитать:
Журнал «Асимметрия», том 3, № 2, 2009
О.В. Левашов Асимметрия информационного пространства человека и проблема дислексии».