10 июля в Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария». Погибло больше сотни людей, дети, много пропавших без вести. 12 июля 2011 года объявлен днем траура. В речном флоте начинаются массовые проверки.
Екатерина Олейникова / «Здоровье инфо»
Трагедия произошла 10 июля в 13:58 по московскому времени в 3 километрах от берега в районе населенного пункта Сюкеево, между городами Болгар и Казань. На судне находилось 208 человек, при том, что всего пассажирских мест на теплоходе не больше 140.
Судя по фотографиям, «Булгария» больше напоминала реквизит со съемок фильма «Волга, Волга», чем современный теплоход. Тем не менее эксплуатировалась она беспрерывно: в перерывах между рейсами на нем устраивали ночные прогулки и корпоративы. Времени на то, чтобы ухаживать за судном, не оставалось.
Судно затонуло за две минуты. Выбраться удалось немногим. В момент трагедии в музыкальном салоне находилось больше 50 детей: они смотрели представление. Почти все они погибли.
Как и два с половиной года назад, после пожара в «Хромой лошади», уже объявлены проверки прогнившего насквозь водного прогулочного транспорта. Будет приостановлена деятельность сотен таких, как «Булгария», старых «корыт». В течение двух месяцев эта новость «не протухнет», а потом утонувшие дети превратятся в статистику и проценты, и потечет все, как встарь, до следующей похоронки.
Частота техногенных катастроф с каждым годом набирает обороты. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году количество так называемых эксплуатационных происшествий возросло на 42%. Особенно урожайным бывает лето. Каждый сезон начинается одинаково: 31 мая «все предусмотрено и ужесточено». Начиная с июня страна собирает урожай: утонули, разбились, сгорели. Одна за другой у россиянина закрываются все двери в отпуск: ни о каких внутренних рейсах на самолетах и – теперь уж – на пароходах и речи быть не может. Безопасный отдых можно устроить себе разве что в четырех стенах или на шести сотках.
Любая трагедия – наглядный срез, в каком состоянии находится государство. В нашей стране обычно красной нитью проходит тема человеческой жадности: жадность чиновников, закрывших глаза на отсутствие лицензии на перевозку пассажиров, жадность арендаторов, напихавших людей на борт сверх вместительности судна, жадность судовладельцев, экономивших на ремонте. Можно ли это вылечить показательными проверками и всенародными порками? Вряд ли. Проверять старые пароходы, ночные клубы и общежития, а также дома престарелых можно до бесконечности. Оставшимся в живых все равно остается только одно: молиться об умерших и о самих себе.