Как мы мжоем чтиать слвоа, кодга все бвукы перпуетнаы?

182

Вы ведь без проблем прочитали заголовок этой статьи, не так ли? И будь она целиком написана в аналогичном стиле, вы бы тоже прочли ее, не напрягаясь. Как же это объясняется?

Как мы мжоем чтиать слвоа, кодга все бвукы перпуетнаы?

При чтении человек опирается не только на состав слова, но и на форму слова. Чтобы быстрее получать информацию, мозг часто опирается не на буквенный состав слова, а на то, как это слово выглядет. Это позволяет нам различать такие слова, как «СОН» и «НОС». В то же время, совершенно очевидно, что мжоно лгеко прчеость свлоа, в ктоырох нльескоко бкув пепуретаны мтаесми.

«Каким образом мозг корректно воспринимает беспорядочный набор конкретных букв? Только ответив на этот вопрос, психологи смогут понять механизм речевого кодирования в мозге», – утверждает профессор Коллин Дэвис из Лондонского университета, глава исследовательской группы.

В течение многих лет ученые применяли стандартный психологический тест, чтобы определить, какие последовательности букв в слове являются ключевыми для правильной интерпретации мозгом. Суть теста заключалась в том, что добровольца сажали перед экраном, на котором на мгновение загорались различные варианты «перепутанных» слов. Испытуемый, в свою очередь, старался правильно произнести эти слова.

Однако эта методика имела ограничения; с помощью нее невозможно было оценить более сложные перестановки в словах. Профессор Дэвис решил призвать на помощь компьютерные технологии: была разработана специальная программа, с помощью которой удалось модифицировать имеющийся вариант теста, сделав его более чувствительным.

«Скажем, исходный вариант не позволял использовать такое сложное слово, как «РИСОВАНИЕ». Если бы на экране на секунду высветилось «СОВРИНАИЕ», среднестатистический человек скорее подумал бы, что речь идет о «СОБРАНИИ» или о «СОВРАТЬ», – рассказывает Дэвис. «Методика, которую предложили мы, предполагает математический анализ всех возможных вариантов интерпретаций. Как итог: мы знаем, что мозг все-таки видит ассоциативную связь между словом «РИСОВАНИЕ» и «СОВРИНАИЕ». Наша технология  позволяет более глубоко понять принципы кодировки, используемой мозгом для распознавания речи».

Кроме того, данный модифицированный тест позволяет исследовать людей с разным уровнем речевых навыков. Ученые получили мощный инструмент, с помощью которого можно оценивать природу и суть этой разницы.

«Мы надеемся, что наши разработки будут в дальнейшем использованы для создания коррекционных методик для  людей, испытывающих трудности с чтением», – говорит Дэвис.