О проекте закона об основах социального обслуживания населения

7

В начале июня заканчивается прием замечаний по размещенному для общественного обсуждения проекту Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Проект нового закона (далее – Проект) разработан Минздравсоцразвития России и призван заменить два ныне действующих закона:

  • Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Закон об обслуживании инвалидов);
  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 195-ФЗ).

Рассмотрим основные изменения, которые предполагается осуществить.

Основания предоставления социального обслуживания

Социальная помощь предоставляется прежде всего тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Проект уточняет это понятие. Так, согласно Проекту трудной жизненной ситуацией считается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения. Это понятие можно будет применять и к семье в целом (ст. 3 Проекта).

Проект содержит ряд оснований признания гражданина нуждающимся в помощи, которые отсутствуют в действующем законодательстве. Среди них можно отметить (ст. 18 Проекта):

  • семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты в семье, жестокое обращение, асоциальное поведение детей и (или) родителей, отсутствие одного или обоих родителей). Например, в Законе № 195-ФЗ лишь указывается на конфликты и жестокое обращение в семье как признаки трудной жизненной ситуации, более подробное регулирование отсутствует;
  • наличие ВИЧ-инфицированных, алкогольно- и наркозависимых членов семьи. Такого основания оказания социальной помощи в Законе № 195-ФЗ нет.

Перечисленные в ст. 18 Проекта основания носят исчерпывающий характер. Кроме того, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании его жизненные обстоятельства должны быть оценены с точки зрения индивидуального подхода. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные условия, определяющие «индивидуальную нуждаемость».

Отметим, что Проектом уточняются случаи, в которых социальное обслуживание может предоставляться независимо от согласия получателя социальных услуг. Это касается, в частности, случаев, когда получатель услуг недееспособен или неспособен к самообслуживанию, причем он лишен заботы со стороны представителей или родственников (п. 3 ст. 21 Проекта). Стационарное социальное обслуживание таким лицам предоставляется на основании решения суда. В Законе № 195-ФЗ такой нормы нет, а Закон об обслуживании инвалидов содержит аналогичные положения, касающиеся только лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в помощи (ст. ст. 9, 15 Закона об обслуживании инвалидов).

Предоставление социальных услуг за плату и бесплатно

В случае принятия Проекта на федеральном уровне будут закреплены универсальные основания предоставления социальных услуг на безвозмездной основе. В этом отношении Проект почти полностью повторяет положения Закона № 195-ФЗ, дополняя уже существующий перечень имеющих право на бесплатное социальное обслуживание лиц следующими категориями граждан:

  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • пенсионеры, достигшие 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.

Согласно Проекту на условиях полной или частичной оплаты социальные услуги будут предоставляться:

  • тем, чей среднедушевой доход превышает региональную предельную величину;
  • тем, кто не способен к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, но при этом имеет родственников, способных позаботиться о них.

Также Проект устанавливает предельный размер частичной оплаты социальных услуг для различных категорий граждан (п. п. 3-4 ст. 37 Проекта) в зависимости от вида социального обслуживания:

  • стационарное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов (кроме детей-инвалидов) – не более 75% пенсии получателя;
  • полустационарное и (или) надомное обслуживание – не более 25% разницы между среднедушевым доходом получателя и региональной предельной величиной среднедушевого дохода.

Порядок вступления Проекта в силу в случае принятия

Большинство положений Проекта (за небольшими исключениями) должны будут вступить в силу со дня официального опубликования. Иные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями Проекта в шестимесячный срок. Предполагается также, что с 1 января 2013 г. утратят силу Закон об обслуживании инвалидов и Закон № 195-ФЗ, а также ряд положений других законов, нормы которых взаимосвязаны с указанными.

Документ:

Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (текст Проекта размещен на сайте Минздравсоцразвития России http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1625)