Учителя, которые запугивают детей, снижают баллы на ЕГЭ! Остановите их, пока не поздно!

25

Многие отечественные преподаватели любят стращать своих подопечных апокалиптичными живописаниями последствий проваленного экзамена. Цель, разумеется, самая что ни на есть благая: сподвигнуть нерадивого ученика к более интенсивной подготовке. Однако ученые считают, что это крайне сомнительная стратегия. 

Учителя, которые запугивают детей, снижают баллы на ЕГЭ! Остановите их, пока не поздно!

«Конечно, наши учителя отчаянно заинтересованы в том, чтобы как можно сильнее мотивировать своих учеников к активной подготовке. Однако они зачастую не задумываются о том, что их посыл о значимости предстоящих экзаменов может быть интерпретирован по-разному», – рассказывает Дэвид Путвейн, глава исследования, научный сотрудник университета Эдж Хилл (Ормширк, графство Ланкашир, Англия).

В исследовании приняли участие 347 учеников (из них 174 мальчиков), средний возраст которых составил 15 лет. Испытуемые были учащимися двух школ, каждая из которых придерживалась стандартной образовательной программы.

Дважды в течение восемнадцати месяцев наблюдения ученики отвечали на вопросы, касающиеся педагогической мотивации. В первый раз ученых интересовало, насколько часто учителя применяют тактику устрашения и как ученики реагируют на это.

Спустя три месяца, во время повторного анкетирования, исследователи сформулировали иной вопрос: «Что заставляет вас учиться усерднее?» Авторы предложили ученикам несколько вариантов ответа, предусматривающих различные источники мотивации, включая внутреннюю дисциплину и какие-либо внешние стимулы.

В конце года учащиеся сдавали экзамены, и их оценки также вошли в копилку экспериментальных данных.

Оказалось, что дети, которых учителя регулярно запугивали, чувствовали себя менее мотивированными и в результате хуже справлялись со сдачей экзамена.

Классическим примером подобного запугивания являются такие высказывания, как: «Если ты провалишь экзамен, ты никогда не поступишь в приличный вуз и не найдешь хорошую работу». Это мотивация страхом. Ученые убеждены, что лучше использовать формулировки, культивирующие успешность, например: «Этот экзамен крайне важен; сдав его, вы сумеете стать высокооплачиваемым профессионалом».

«Обе фразы подчеркивают значимость экзамена, они даже звучат похоже. Но одна из них фокусируется на необходимости достичь успеха, а другая – на необходимости избежать провала. Эта разница принципиальна», – говорит доктор Путвейн.

«Школьным психологам следует разъяснить педагогическому составу, какие формы мотивации эффективны, а какие, напротив, могут привести лишь к провалу и неврозу».

Впрочем, эта информация полезна не только для уважаемых учителей, но и для родителей. Ведь они являются ключевыми мотиваторами для своего ребенка. В их силах направить его к звездам или запереть в клетку страхов, предрассудков и неуверенности.

О том, как стать идеальной мамой, читайте на страницах нашего специального проекта «Ребенок будет».