Почему вам кажется, что начальник злой?

14

Руководители должны давать команды подчиненным. Чтобы команды были понятными, они стараются говорить ясно и четко в надежде, что их правильно поймут! Однако все совсем не так просто, как кажется: из-за отчетливого произношения речь приобретает злой и раздраженный оттенок.

Почему вам кажется, что начальник злой?

«Мы часто слышим от родственников наших пациентов о том, что, когда они пытаются говорить четко и ясно, окружающим кажется, что с ними говорят агрессивно или даже кричат на них», – рассказывает Шайя Морган из Университета Юты, специалист по нарушениям слуха. Недавнее исследование показало, что разборчивая речь действительно может звучать довольно зло, даже если произносимая фраза абсолютно нейтральна. Результаты этой работы были представлены на заседании Американского акустического общества.

В эксперименте приняли участие 18 человек с нормальным слухом. Им было предложено прослушать аудиозаписи речи различных людей. На этих записях присутствовали как фразы, произнесенные обычным голосом, так и фразы, которые были произнесены намеренно четко и разборчиво. По своему смыслу все фразы были эмоционально нейтральны. Слушателей попросили оценить эмоциональную окраску каждой из услышанных фраз: была ли она произнесена зло, печально, радостно, со страхом, с отвращением или же была нейтральна.

Результаты эксперимента полностью подтвердили изначальную гипотезу. Фразы, произнесенные разборчиво, казались участникам эксперимента более злыми, чем те, что были произнесены обычным голосом. Причем те люди, обычная и разборчивая речь которых сильно отличались друг от друга, казались испытуемым менее счастливыми и даже настроенными агрессивно. Ученые пришли к выводу, что чем четче и разборчивее становится речь человека, тем более гневно она звучит.

Конечно, необходимы дальнейшие исследования этого вопроса, чтобы ученые смогли получить более полную картину связи между стилем произношения и эмоциональным восприятием речи. «Когда мы рекомендуем родственникам пациентов говорить более четко, мы добиваемся того, что пациенты с нарушениями слуха могут лучше их понимать. Однако мы должны помнить о том, что при изменении произношения меняется и эмоциональная окраска речи, и мы должны рассказать об этом нашим пациентам», – считает Морган. Также ученые пытаются найти способ научиться говорить четко, но при этом нейтрально – без проявления негативных эмоций. Это смогло бы решить многие проблемы с общением, возникающие у пациентов с нарушениями слуха.

Если вам кажется, что кто-то злится на вас без видимой причины – задумайтесь – возможно ваш собеседник просто попытался выразить свою мысль максимально ясно и разборчиво.