Потенциал здоровья — это максимально достижимая степень здоровья человека. Данный показатель определяется геномом человека и средовыми факторами, среди которых наибольшее влияние оказывает образ жизни: режим питания, интенсивность двигательной активности, уровень стресса, наличие вредных привычек. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что здоровье человека только на 16% зависит от состояния медицины в стране, и на 50% — от образа жизни. Следовательно, максимальное влияние на здоровье человека может отказать только сам человек. Например, исследования показывают, что ЗОЖ ассоциирован с увеличением ожидаемой продолжительности жизни на 12–17 лет.
Если еще несколько лет назад в основе систем здравоохранения развитых стран лежала вторичная профилактика заболеваний, то есть систематичное выявление пациентов групп риска для ранней диагностики заболеваний или профилактического лечения, то сегодня современные системы здравоохранения находятся на этапе переход от куративной модели к превентивной.
Новой парадигмой развития современной медицины стала модель «4P», построенная на 4 принципах: «prediction» — выявление предрасположенностей, «prevention» — предотвращение возможного развития заболевания путем нивелирования факторов риска, «personalization» — индивидуальный подход к пациенту с особым вниманием к генетическим предрасположенностям, «participation» — мотивированное участие пациента, вовлеченность в процесс лечения.4П-медицина не является каким-то обособленным разделом медицины. Прежде всего она тактически отличается от общепринятых клинических подходов. Основная концепция нового стратегического направления медицины сфокусирована на индивидуальном здоровье человека и основана на доклиническом выявлении заболеваний с последующими превентивными мероприятиями.
Важным вопросом остается проблема мотивирования людей вести здоровый образ жизни. Одной из методик стимулирования человека к действию является геймификация — использование игровых элементов и игровых процессов в неигровом контексте. В настоящее время огромное количество компаний уже внедрили и продолжают внедрять сервисы геймификации в свои продукты и мобильные приложения, а британская компания «Bitwalk» даже ввела собственную валюту, предоставляя пользователям возможность не только играть, но и зарабатывать.
В 2019 году в мире появилась новая криптовалюта – «Bitwalking». В отличие от других подобных валют ее можно заработать ходьбой. Генерируется валюта с помощью приложения в смартфоне, подсчитывающего шаги его пользователя. Пользователи получают по одному криптодоллару за каждые 10 тысяч шагов. Заработанные «деньги» можно потратить в интернет-магазинах. На сегодняшний день программой «Bitwalk» пока могут пользоваться только жители Великобритании, США, Канады и Австралии, но вскоре «шагательная пандемия», как уверяют создатели, должна распространиться на весь мир.
Научно-технический прогресс — это двигатель мирового здравоохранения. Внедрение технологий в практику позволит вывести медицинскую помощь на новый уровень, повысив ее качество на всех этапах, от профилактики и ранней диагностики до лечения пациентов и паллиативной помощи. Какой будет медицина через 20 лет — остается только мечтать.