Нет детского кресла? Платите штраф! С такой инициативой выступила на днях общественная организация «Движение без опасности». Штраф за неиспользование детского кресла при перевозке детей предлагают поднять до 5 тысяч рублей. Примерно столько стоит автокресло для ребенка. И его жизнь.
В ходе опроса, проведенного этой общественной организацией, выяснилось, что только два новорожденных из девяти уезжают из роддома в автокресле. Большинство молодых родителей откладывают покупку кресла до последнего: 34% детей усаживают в кресло только когда они начинают сидеть, 32% – получают кресло после года.
До этого возраста детишек возят на руках или в люльках. Любой краш-тест покажет, что из люльки ребенок вылетает, а на руках превращается в подушку безопасности для взрослого и принимает на себя основной удар.
Нельзя пристегивать ребенка к ремню водителя: при боковом ударе от головы ребенка ничего не останется, потому что она ничем не защищена. При заднем ударе ребенка может раздавить передним креслом, которое от удара слетает с креплений, бьется о торпеду и падает назад на ни чем незащищенного ребенка.
На переднем сидении при лобовом столкновении ребенок вылетает через лобовое стекло, и хорошо, если, к примеру, падает в траву, а не бьется об ограду или столб.
Сегодня в России перевозить ребенка без «специальных детских удерживающих устройств» запрещено законом. Нарушители облагаются штрафами. Чтобы не платить штраф и не тратиться на дорогое автокресло, ребенку покупают суррогаты вроде бустеров, треугольных ремней, а то и вовсе подкладывают подушку на сидение и пристегивают дитя обыкновенным ремнем. По этой ссылке можно оценить эффективность подобных хитромудрых штуковин.
Альтернативы автокреслу нет: оно в 2,5 раза лучше защищает при лобовом столкновении. Если же малыш на переднем сидении и не пристегнут, у него в 3,5 раза шансов меньше выжить. Надо ли что-то прибавлять к этой статистике?
Во всем мире никто, кроме наших соотечественников, не играет с таким упоением в «русскую рулетку». Только в Москве народ худо-бедно пристегивается во время движения. Но достаточно одной поездки «на юга», чтобы поразиться смекалке нашего народа. Что только не придумывают с ремнем безопасности: выдирают с «мясом», вставляют застежку в гнездо и обрезают сам ремень, садятся на этот ремень сверху, чтобы не «визжал». Способов уйти от безопасности море, результат один: парень, он же папа через несколько лет, ни во грош не ставит ни свою жизнь, ни жизнь тех, кто рядом.
Когда же взрослые наконец покупают автокресло, выясняется, что ребенку в нем не нравится. Он кричит во время поездки, требуя освобождения, отвлекая родителя от дороги. В итоге ребенка перестают пристегивать, и он вновь гуляет по салону, рискуя как минимум в любой момент открыть дверцу и вылететь на проезжую часть. Ну или стать для кого-то из взрослых отличной подушкой безопасности.
Только за 9 месяцев 2011 года произошло больше 15 тысяч аварий с участием детей. А погибших маленьких пассажиров уже на 12,5% больше, чем в 2010-м. В одном только Подмосковье с начала 2011 года погибло 10 детей-пассажиров, и все они не были пристегнуты.
В мире наблюдается обратная тенденция. В 1980-х годах на законодательном уровне было запрещено перевозить детей без удерживающих устройств. Посетители детских и авто- форумов рассказывают, что, к примеру, в Канаде медсестра при выписке из роддома обязательно проведет родителей до стоянки и проверит, как они усадят ребенка в кресло, правильно ли он пристегнут. У европейских таксистов всегда есть маленькое кресло в багажнике: иначе его, посадившего ребенка в машину без детского кресла, штрафуют в Германии на эквивалентную 1600 рублям сумму, в Голландии на 3000, а во Франции на 3600. И детская смертность с момента увеличения штрафов значительно снизилась: среди младенцев на 70%, среди деток постарше на 55%.
В России же штраф за подобное легкомыслие пока только 500 рублей. Вот и получается, что «заплатить большой штраф дешевле, чем купить кресло» (жж-блогер en_errant_che). Получается, что даже ответственность за безопасность собственного ребенка надо навязывать, вводить высокие штрафы и объяснять, как неразумным, через социальную рекламу о том, как это опасно: не пристегивать себя и свое дитя. Что ж, если по-другому нельзя…