Чем отличается циклоид от шизоида

401

Что делает человека индивидуумом? Особой, непохожей на других личностью? Конечно, его характер. Какие черты характера наследуются, а какие приобретаются в социуме? Каким образом рождается неповторимая индивидуальность каждого конкретного человека? Все это изучает наука характерология.

Антонина Камышенкова / «Здоровье-инфо»

Классификация характеров с античности до XX века

Попытки классифицировать каким-то образом всю богатую палитру человеческих характеров и темпераментов предпринимались еще со времен античности, и были на протяжении столетий крайне разнообразны. Тип темперамента связывали с особым составом крови, телесными «соками», влиянием звезд, линиями на ладонях, звучанием собственного имени и т.д.

Отдельно стоит выделить физиогномику, сторонники которой за основу определения характера человека брали особенности строения его лица и мимики. К XIX веку физиогномика дала новое ответвление – френологию, которая рассматривала не только черты лица, но и строение черепа человека. В Новом периоде истории физиогномика, френология, а также другие более или менее внятные теории объяснения характера, такие как графология (связь характера с почерком) и конституциональный подход – (связь характера и строения тела) оформились в психогностику, являющуюся донаучным преддверием познания человеческой психики. И она ценна уже тем, что дала истоки для развития весьма интересных теорий. Таких, например, как теория Эрнеста Кречмера. По ней характер находится в тесной связи с физическим строением тела, которое, в свою очередь, во многом обеспечивается эндокринными факторами.

Подробнее об Эрнесте Кречмере

Эрнест Кречмер – немецкий психиатр, живший и работавший в конце XIX – начале XX века, именно тогда, когда собственно и появился сам термин Charakterkunde – в переводе с немецкого означающий «Характерология». На основании экспериментов в своей богатой врачебной практике он написал научный труд «Строение тела и характер», где классифицировал характеры, тесно увязав их типы с особенностями телесного строения, и эта классификация вызывает неослабевающий интерес и споры по сей день.

Кречмер полагал, что психические аппараты, а значит и темперамент каждого человека, имеют свой телесный коррелят – мозговой центр, и находится в неразрывной связи с органами чувств, всеми двигательными центрами и эндокринными железами.

Типы характеров по Кречмеру

Кречмер определил три основных типа характеров, причем все, конечно же, в зависимости от двух различных групп «химических гормонов», которые, в свою очередь, определяют телосложение.

  • Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру – циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни.
  • Астенический тип. Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т.н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт.
  • Атлетический, смешанный тип. Наиболее распространенный тип – следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.

При этом, конечно же, эта классификация не подразумевала, что люди одной группы все как один похожи между собой, ибо внутри каждой из них происходит дальнейшее разделение в зависимости, например, от того «направлен ли циклоидный темперамент больше к полюсу веселого и печального, а шизоидный – к полюсу раздражительного или холодного». Точно так же циклоидный тип по своему психическому темпу может тяготеть к полюсу подвижного или же флегматичного, а шизоидный – от порывистого до тягуче-замедленного. От этих данных как раз зависит множество индивидуальных оттенков каждой личности.

Дальнейшее развитие характерологии Кречмера

Эти идеи, конечно, не могли остаться не подхваченными. В дальнейшем кречмеровские типы были дополнены выдающимся русским психиатром Петром Ганнушкиным (конец XIX – начало ХХ вв.) и нашим современником, профессором психиатрии Марком Евгеньевичем Бурно. Правда, нельзя не сказать и о гонениях на эту науку в нашей стране в 30-40 годы. К тому времени она изменила название, став педологией, и, как и многие другие науки (генетика, кибернетика) была «предана анафеме», будучи обозначена как «буржуазная лженаука», и лишь в 60-е годы была реабилитирована.

Ганнушкин, собственно, рассматривал область психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Однако его выводы оказались далеко за рамками рассмотрения психопатий, ибо какие-то типы характеров явно были ближе к норме, нежели к не норме. Среди его типов были такие красноречивые как «мечтатели», «антисоциальные» и «патологические лгуны». Атлетический тип Кречмера он назвал «эпилептоидом». По Бурно же внес в палитру типов характеров, такие как: «застенчиво-раздражительный», «педантичный» , «тревожно-сомневающийся» и др. Таким образом, сегодня типология основных типов характера, берущая исток от Кречмера, и прошедшая через Ганнушкина и Бурно, выглядит так:

  • Если вы добры, общительны, реалистичны. Адекватно реагируете на события, а внешне – широки и склонны к полноте, то вы циклоид-сангвиник. Из литературных героев самые яркие примеру, это барон Дю Валлон, больше известный нам как Портос, а также Санчо Панса, бравый солдат Швейк и другие добродушные толстяки.
  • Если вы худощавы и невысоки, являетесь реалистом, но при этом склонны к тревоге и сомнениям, и порой переживаете за что-либо до абсурда, то вы психастеник. Вспомним чиновника из рассказа Чехова, который умер от после того, как чихнул на лысину какому-то высокому чину. Не выдержал своей рефлексии по этому поводу. Такому человеку свойственна гипертрофированная порядочность и мнительность. Он склонен мучительно обдумывать уже произошедшее, терзая себя, порой совершенно попусту. «Быть или не быть?» – мучается он. Да-да, шекспировский Гамлет тоже был психастеником.
  • Вы нормального телосложения и обычного роста. Для вас важна жизнь напоказ, чтобы окружающие знали о ваших переживаниях и были в курсе вашей жизни. Значит, вы принадлежите к т.н. истерикам. Этот тип порой склонен даже выдавать себя не за себя самого, и живет в выдуманной им реальности. Бывает аферистом, но при этом такой убедительный актер, что ему все верят. Как, например, гоголевскому Хлестакову или даме из рассказа Сомерсета Моэма, которая играла роль больной сердечницы и до того вжилась в нее, что в самом деле умерла.
  • Вам повезло иметь атлетическое телосложение, обладать сильной волей и авторитарным характером? Вы не витаете в облаках и являетесь приземленным прагматиком, при этом умеете руководить людьми? Вы эпилептоид. Иллюстрация такого типа – это известный российский политик Александр Лебедь или генерал Де Голль. Хотя данный тип может быть и немного иным. Например, мольеровский Тартюф прячет стремление управлять людьми за угодливой и подобострастной манерой поведения. Будучи приживалом, умело манипулирует своими благодетелями, внося смуту и раздор и тем самым приближая себя к заветной цели – власти.
  • Вы замкнуты в себе, предпочитаете свой богатый внутренний мир внешнему? Внешне астеничны и легки? Практически не нуждаетесь в общении, и кое-кто даже считает вас аутистом? Это характеризует вас как шизоида. Такой человек склонен творить или заниматься наукой, перенося все сложные переживания внутреннего мира в свою деятельность. Художники кубисты – вот образцы шизоидных устремлений. Они пишут так «как видят», перенося, например, на холст разноцветные кубики и шары и объясняя, что это «портрет юноши». Из литературных героев это набоковский Лужин, живущий в своем мире шахматных партий, и параллельно проживающий реальную, второстепенную для него жизнь.
  • Вам скучна реальная жизнь, вы порой не знаете, чего хотели бы, интересуетесь сегодня физикой, а завтра историей Древнего Египта? Это полифонический (мозаичный) характер, который может сочетать разные, порой несовместимые черты. Человек внешне может быть похожим на любой из других типов, при этом противоречив и непоследователен. Яркий пример полифонического творчества – это пьесы абсурда Годе, фильмы Бунюэля или картины Сальвадора Дали. В них тесно увязан реализм с вымыслом, концовка может опережать начало, поступки людей зачастую совершенно необъяснимы. Литературный герой мозаичного характера – это мистер Рочестер из «Джейн Эйр» или Настасья Филипповна Достоевского.

Многообразие ветвей характерологии

Мы рассмотрели лишь одну ветку развития характерологии, при том, что веток и веточек этой науки существует великое множество, причем каждая из них, как правило, берет свое начало в прошлых столетиях, а чаще всего – в XIX веке. Есть французские, немецкие и американские и другие течения. Характер рассматривается в соответствии с элементами духовности, с типом форм реагирования на раздражители, со спецификой его поведения и т.д. Существуют также понятия социальной и национальной характерологии.

Из всех этих разновидностей можно выделить психоаналитическую характерологию, и прежде всего тем, что она также рассматривает характер в тесной связи с «телесным». Здесь характер тесно связан и с либидо, и с эго, а они в свою очередь связаны с детскими переживаниями. Так «оральный» тип человека – это тот в прошлом ребенок, которого мать мало кормила грудью, анальный – переживший унижения, генитальный – прошедшие детские комплексы Эдипа или Электры (влечение к своему родителю противоположного пола) и фаллический – «жертва» излишне жесткого давления со стороны родителей. Но кроме «телесного» и там и здесь, больше ничего общего психоаналитическая и кречмерианская характерологии не имеют. Более того, с точки зрения психического анализа характер можно изменить, адаптировав его к своему существованию, а с точки зрения характерологии по Кречмеру – человек не может изменить нечто, данное ему при рождении, поэтому надо помочь ему приспособиться к внешним условиям с учетом особенностей его характера.

Стоит сказать также, что сегодня есть масса попыток классификации характеров, которые можно было бы назвать «попсой», настолько примитивно и настолько далеко от мало-мальски научного обоснования они лежат. Например, некоторые психологи предлагают дифференцировать характер человека по цвету его глаз.

В завершение

Конечно, нельзя сказать, что кречмерианская характерология идеальна и неопровержима. На протяжении многих лет ее справедливо критиковали и за перенос закономерностей, установленных в психиатрической клинике, на среду нормальных людей, и за недостаточность убедительных статистических доказательств, и за то, что «телесных» данных явно недостаточно для изучения всех разновидностей человеческих характеров. Сегодня, конечно, имеется масса новых возможностей классификаций характера и установления, от чего именно зависит тот или иной тип. Сегодня ученые могут использовать такие величины, как нейродинамическая конституция мозга, а также данные молекулярной биологии и генетики. Все это раскрывает новые возможности для исследования и познания. Одно остается непреложным – именно Кречмер дал этому изначальный импульс, будучи передовым исследователем человеческой психики для своего времени.