Дислексия

16

Описание

Дислексия – состояние, которое характеризуется нарушением способности к чтению из-за нарушения идентификации звуков, входящих в состав букв и слов. Дислексия является распространенным нарушением у детей.

Дислексия возникает у детей с нормальным зрением и умственным развитием. Иногда дислексия протекает нераспознанной до взрослого возраста.

Не существует излечения при дислексии. Данное состояние является пожизненным и связано с наследственными особенностями работы мозга. Однако большинство детей с дислексией с успехом учатся в школе благодаря наличию специальных образовательных программ. Эмоциональная поддержка также играет важную роль.

Симптомы

Симптомы дислексии может быть сложно выявить до школьного возраста, однако некоторые факты могут свидетельствовать о наличии проблемы. По мере достижения ребенком школьного возраста, изначально учителя могут заметить проблему. Состояние проявляется по мере начала чтения ребенком.

До школы

Симптомы, которые могут отражать риск развития дислексии:

  • Позднее появление речевых навыков
  • Замедленное обучение новым словам
  • Сложности в разучивании детских стихов
  • Сложности при необходимости подбора рифмы

В школьном возрасте

После того, как ребенок начнет учиться в школе, симптомы заболевания могут стать более очевидными, включая:

  • Качество чтения ниже характерного для данного возраста
  • Проблемы с обработкой и пониманием информации на слух
  • Трудности с пониманием быстрых инструкций
  • Проблемы с запоминанием последовательности
  • Сложность восприятия сходств и различий в звуках и буквах
  • Невозможность произносить незнакомые слова
  • Трудности в правописании
  • Сложности в изучении иностранного языка

Подростки и взрослые

Симптомы дислексии в более взрослом возрасте идентичны таковым у детей. Хотя раннее вмешательство может быть полезным, обратиться за помощью никогда не поздно. Некоторые распространенные симптомы дислексии включают:

  • Сложности при чтении, включая чтение вслух
  • Нарушение понимания шуток и устойчивых выражений (фразеологизмов)
  • Трудности в планировании, распределении времени
  • Сложности при пересказе
  • Сложности в изучении иностранного языка
  • Нарушение запоминания
  • Сложности при решении математических задач

Когда обратиться к врачу?

Дислексия характеризуется задержкой возраста, в котором ребенок начинает читать. Большинство детей учатся читать в детском саду или первом классе, но дети с дислексией не могут освоить основы чтения в данном возрасте.

Поговорите с врачом, если уровень чтения вашего ребенка ниже ожидаемого в его возрасте, или если вы отмечаете наличие других признаков дислексии. Когда дислексия протекает недиагностированной и нелеченой, сложности из детства переносятся во взрослый возраст.

Причины

Развитие дислексии связано с деятельностью генов, которые влияют на развитие мозга. Дислексия является наследственным заболеванием и возникает внутри семей.Такие наследственные нарушения приводят к проблемам в формировании частей мозга, ответственных за чтение, обработку письменной информации и формирование речи.

Факторы риска

Факторы риска развития дислексии включают:

  • Семейный анамнез дислексии
  • Индивидуальные особенности частей мозга, ответственных за чтение

 

 

Дислексия может вести к ряду проблем, включая:

  • Нарушение обучения. Из-за того, что чтение является базовым умением для освоения большинства школьных дисциплин, ребенок с дислексией испытывает затруднения на большинстве уроков.
  • Социальные проблемы. Без лечения, дислексия может вести к развитию низкой самооценки, проблемам с поведением, раздражительности, агрессии, отдаления от семьи, друзей и учителей.
  • Проблемы во взрослом возрасте. Невозможность читать и понимать смысл написанного может препятствовать раскрытию потенциала ребенка по мере роста. Это может иметь значительные образовательные, социальные и экономические последствия.
  • Дети с дислексией находятся в группе повышенного риска развития синдрома дефицита внимания и наоборот. Синдром дефицита внимания приводит к сложностям с фиксацией внимания, а также гиперактивности и импульсивному поведению, что может затруднять излечение дислексии.

Изначально вы можете обратиться к педиатру или семейному врачу. Чтобы убедиться, что другие причины не вызывают сложности при чтении у ребенка, врач может направить его к:

  • Офтальмологу
  • Отоларингологу
  • Неврологу

Что вы можете сделать

Для того, чтобы подготовиться к обращению:

  • Составьте список симптомов, которые испытывает ребенок, включая те, которые могут казаться несвязанными с причиной обращения
  • Предоставьте список всех лекарств, витаминов и добавок, что вы даете ребенку
  • Запишите ключевую личную информацию, включая любые недавние изменения или стрессы в вашей жизни.
  • Запишите вопросы, которые вы бы хотели задать врачу.

При дислексии, основные вопросы, которые следует задать врачу, могут звучать так:

  • Почему у моего ребенка возникают трудности с чтением и пониманием?
  • Какие виды исследований нужны ребенку?
  • Следует ли мне показать ребенка специалисту?
  • Может ли дислексия лечиться?
  • Есть ли другие заболевания, которые могут быть связаны с дислексией?
  • Есть ли альтернативы к первичному подходу, что вы рекомендуете?
  • Как быстро будут видны результаты лечения?
  • Если ли у вас брошюры или печатные материалы по данному заболеванию? Какие сайты в интернете вы порекомендуете?
  • У моих детей в будущем может развиться дислексия?
  • Какая помощь по поводу дислексии может быть предоставлена ребенку в школе?

Чего следует ждать от врача
Врач, вероятно, задаст вам ряд вопросов, например:

  • Когда вы впервые заметили, что у ребенка есть проблемы с чтением? На это обратил ваше внимание учитель?
  • Каковы успехи вашего ребенка в школе?
  • В каком возрасте ваш ребенок начал говорить?
  • Вы пробовали использование каких-либо специальных техник чтения?
  • Вы заметили проблемы с поведением или социальные проблемы у ребенка, которые могут быть связаны с дислексией?
  • У ребенка есть нарушения зрения?
  • Вы можете описать рацион ребенка, включая количества потребления  сахара и кофеина?

Не существует тестов для диагностики дислексии. Детский врач может оценить ряд параметров:

  • Развитие ребенка, анамнез его заболеваний, успехи в учебе. Врач, вероятно, спросит вас о данных областях жизни ребенка. Врач также захочет узнать о наследственных заболеваниях, которые представлены в вашей семье.
  • Домашнюю жизнь ребенка. Врач может попросить вас описать домашнюю жизнь и наличие проблем внутри семьи.
  • Зрение, слух, неврологические навыки. Это может помочь определить наличие других заболеваний, вызывающих нарушения.
  • Провести психологическое тестирование. Врач может задать вам и вашему ребенку ряд вопросов для оценки психологического состояния ребенка. Это может помочь выявить социальные проблемы, беспокойство, депрессию.
  • Предоставить анкеты. Для членов семьи и ребенка могут быть предоставлены анкеты. Ребенок может также подвергнуться тестированию для оценки способностей к письму и чтению.

Не существует известных способов излечить проблемы, которые ведут к развитию дислексии. Однако, раннее выявление дислексии и применение специальных методов лечения может вести к хорошим результатам.

Образовательные техники
Дислексия лечится с использованием специфических образовательных подходов и техник, и чем раньше начинается лечение, тем лучше результат. Психологическое тестирование поможет учителям выработать подходящую образовательную программу.
Учителя могут использовать методы включающие влияние слуха, зрения и прикосновений на улучшение техники чтения. Использование нескольких форм восприятия – аудиозаписей текста или тактильного текста – может улучшить процесс восприятия и обработки информации.

Если возможно, следует организовать дополнительные занятия с ребенком для улучшения его техники чтения со специалистом. Специалисты фокусируются на том, чтобы ребенок:

  • Учился распознавать звуки, которые формируют слова
  • Понимал, что данные звуки формируются буквами
  • Понимал, что он читает
  • Читал вслух
  • Формировал словарный запас

Если у ребенка имеется выраженное нарушение чтения, могут потребоваться частые дополнительные занятия, а прогресс может быть не таким быстрым.

Индивидуальный план обучения
Поговорите с учителем о создании специального плана, в котором будут учтены потребности ребенка. Для того чтобы ощутить помощь, ребенку может потребоваться подробный и структурированный план.
Дети, которые получают помощь на уровне детского сада ли первого класса, обычно «подтягивают» уровень чтения настолько, что не испытывают проблем при дальнейшем обучении.
Дети, которые не получают помощи, могут испытывать большие трудности. Скорее всего, они будут отставать в учебе. Ребенок с тяжелой дислексией может никогда не начать читать нормально, но он может обучиться методам, которые помогут читать.
Проблемы с учебой не означают, что человек с дислексией не сможет преуспеть. Студенты с дислексией иногда демонстрируют очень высокую производительность и результаты. Многие люди с дислексией являются творческими и яркими, одаренными в математике, разных сферах науки и искусства. Некоторые из них становятся успешными писателями.

Что могут сделать родители
Вы будете играть решающую роль в успехах ребенка. Попробуйте:

  • Решать проблему на ранних этапах. Если вы подозреваете, что у ребенка дислексия, поговорите со специалистом. Раннее вмешательство может улучшить результат лечения.
  • Читайте ребенку вслух. Лучше всего, если вы начнете, когда ребенку будет полгода, или раньше. Попробуйте использовать аудиокниги. В старшем возрасте читайте книги вместе, после того, как ребенок их прослушает.
  • Работайте с педагогами. Поговорите с учителями о том, как они собираются помогать ребенку. Вы – лучший защитник интересов ребенка.
  • Поощряйте выделение время на чтение. Для улучшения техники чтения ребенку следует практиковаться.
  • Подберите пример для ребенка. Выделите время, в течение которого будете читать что-то параллельно с ребенком – так вы станете для него образцом. Покажите ребенку, что чтение может доставлять удовольствие.

Что следует делать взрослым с дислексией
Карьерные успехи могут быть затруднительными для взрослых с дислексией. Попробуйте:

  • Искать помощь в обучении чтению и письму вне зависимости от возраста

Поддержка
Эмоциональная поддержка важна для детей, даже в занятиях, которые не подразумевают чтение. Если у ребенка дислексия:

  • Поддерживайте его. Дислексия может влиять на самооценку. Выражайте любовь и поддержку. Поощряйте ребенка, поддерживая его интересы и таланты.
  • Поговорите с ребенком. Объясните ребенку, что такое дислексия, и что в развитии данного состояния нет его вины. Чем лучше ребенок это поймет, тем лучше он сможет справиться с наличием заболевания.
  • Примите меры, чтобы помочь ребенку учиться дома. Предоставьте чистое и тихое место, где ребенок мог бы заниматься. Также, убедитесь, что ребенок достаточно отдыхает и правильно питается.
  • Поддерживайте контакт с учителями. Часто разговаривайте с учителями для того чтобы убедиться, что ребенок может «оставаться в колее». Убедитесь, что ребенку предоставляют больше времени для выполнения контрольных работ. Спросите у учителя, есть ли у него записи уроков, которые можно повторно послушать дома.
  • Присоединитесь к группам поддержки. Это поможет вам общаться с другими родителями, чьи дети имеют дислексию. Группы поддержки могут обеспечивать эмоциональную поддержку и снабжать информацией. Спросите врача о ближайших к вам группах поддержки.