«Лишь 30% граждан удовлетворены качеством медицинской помощи. Между тем, люди хотят быть уверены, что когда они обратятся к врачу, их буду хорошо лечить и не будут требовать с них отдельные деньги, мзду за каждую услугу», – сказал премьер-министр В.В. Путин. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития внесло в Госдуму проект нового закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В очереди к врачу-терапевту в одной из районных поликлиник города Москвы маленький мальчик показывает папе на давно не ремонтированные стены и громко говорит: «Папа! Пойдем отсюда! Тут так грязно». Папа отвечает: «Грязно – это не страшно, сынок. Главное, что врачи тут хорошие. Я ходил в эту поликлинику, ты ходишь, и твои дети будут ходить!»
Если новый законопроект, предложенный Минздравсоцразвития РФ, будет принят Государственной Думой, то вовсе необязательно, что дети этого мальчика будут ходить именно в эту поликлинику, а уж, если и будут, то выглядеть она будет совсем по-другому.
То, что у нас не совсем все гладко в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), стало понятно уже давно. Дело в том, что закон об ОМС был принят в нынешней редакции в 1991 году. Любое дело нуждается в совершенствовании, а за последние 20 с лишним лет ситуация в стране изменилась колоссально. И, естественно, со сменой ситуации требуются новые нормативные акты. Как сказал в интервью нашему порталу председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Андрей Владимирович Юрин: «Никто не говорит о том, что этот закон сегодня в одночасье принципиальным образом изменит характер взаимоотношений пациента и медицинского учреждения. Закон нацелен на то, чтобы отношение к человеку у медицинского учреждения изменилось на более благоприятное».
Проблемы существующего закона
1-ая проблема
Самое сильное недовольство людей вызывает то, что они сегодня не являются центральным звеном системы ОМС. Прежде всего, человек просто не может выбрать свою страховую медицинскую организацию. Вернее, это право продекларировано в законе, но одновременно оно есть у его работодателя и у органов власти, которые страхуют неработающее население. Получается, что основная масса людей с трудом вспоминает название своей страховой организации по ОМС, так как они ее просто не выбирают. Большинству населения полис ОМС выдается на работе. За неработающее население отвечают страховые компании, выигравшие по конкурсу, которые проводят органы власти. Конкуренция страховых медицинских организаций сводится к нулю. Они борются не за конкретного человека, не за предложение ему как можно большего количества услуг, а за доступ в кабинет руководителя организации работодателя.
2-ая проблема
Следующей проблемой является невозможность выбора медицинского учреждения. Это как раз ситуация с мальчиком из поликлиники: если человек приписан к определенной поликлинике района, то он будет всю жизнь ходить именно в нее. Хотя официально право смены поликлиники продекларировано в законе, оно не обеспечено ни финансово, ни организационно. Человека прикрепляют к одному медицинскому учреждению, и расходы на его обслуживание обеспечены соответствующими муниципалитетами. Перераспределить поступления от бюджетов соответствующих уровней в другие поликлиники на практике невозможно.
Плюс ко всему, в ОМС нет свободного входа для частных и ведомственных медицинских организаций, которые могли бы предложить свои услуги населению.
Что делать?
Прежде всего, необходимо предоставить человеку право выбора страховой компании. Отношение к нему у фирмы будет абсолютно другое, если человек будет сам выбирать, у какой компании покупать услугу. «Страховая компания должна помогать нам разбираться с качеством медицинской помощи, которая нам оказывается. Она должна стать сопровождающим по жизни, и она станет им, если выбор между страховыми компаниями будет реально существовать», – отмечает А.В. Юрин.
Страховая компания должна не только иметь круглосуточный, многоканальный телефон для клиентов, она должна предлагать выбор медицинских учреждений, в которые может обратиться заболевший человек. И очень важно, чтобы в дальнейшем страховая компания проследила за качеством оказанной нам медицинской услуги, то есть, чтобы медицинские учреждения оказывали ровно такую помощь, которая необходима в конкретном случае, а не избыточную. Проще говоря, чтобы не в каждом случае, когда у пациента болит живот, его посылали сдавать онкологические анализы. Вопросам экспертизы медицинской помощи в новом законе посвящены специальные статьи.
Андрей Юрин считает, что с принятием нового закона «мзда» уйдет из лечебных учреждений автоматически. Просто лечебному учреждению станет невыгодно брать деньги с пациента за предоставление определенных услуг, ведь в этом случае оно будет рисковать тем, что человек уйдет в другое медицинское учреждение, где этот же анализ можно сдать бесплатно.
Программа модернизации здравоохранения по новому закону нацелена также на переоснащение лечебных учреждений современным оборудованием, на капитальные и текущие ремонты и на повышение зарплат определенных групп специалистов.
Льготы, которые люди получают дополнительно к ОМС, тоже могут быть увеличены. Уже сейчас сумма, предоставляемая пенсионерам из бюджета на получение бесплатных лекарств, поднялась с 11 миллиардов рублей в 2009 году до 80 миллиардов рублей в 2010.
На наших кошельках принятие нового законопроекта не отразится
Этот вопрос волнует сейчас многих. То, что должны произойти позитивные изменения – это прекрасно. Но, при принятии законопроекта отчисления в фонд оплаты труда будут увеличены с 3,1% до 5,1%. Получается, что если в нынешних условиях система ОМС обеспечивает в среднем получение человеком медицинской помощи в размере 3000 рублей в год, то при принятии закона эта сумма увеличится до 9000.
Все эти деньги, как и раньше, планируется брать из страховых взносов, которые работодатель отчисляет в фонд оплаты труда, у неработающих – из бюджета того субъекта, где он проживает.
Если медицинское учреждение будет знать, что за каждого новопришедшего пациента ему перечислят деньги, то человек станет центральным звеном в системе ОМС.
Напоследок, надо сказать, что, если закон примет Государственная Дума, то заработать он должен с 2011 года. Так что, когда вырастет мальчик, упомянутый в начале статьи, все должно кардинально поменяться и поликлиники должны выглядеть совсем по-другому. Хотя кое-что все-таки надо оставить, как есть. «Ведь главное, как и вправду сказал его папа, что врачи у нас хорошие!»