Умственная отсталость : Реабилитация и лечение

0

Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. При диагностировании умственной отсталости родителям предлагают устроить ребенка в образовательное учреждение, где он будет обучаться по специальной программе. Разумеется, многим родителям трудно примириться с наличием у ребенка интеллектуального дефекта. Поэтому необходим контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка. По законодательству устройство ребенка в специальное образовательное учреждение возможно только по заявлению родителей несовершеннолетнего или его законных представителей. При наличии такого заявления ребенка принимают на медико-педагогическую комиссию с участием многих специалистов, и по ее заключению производится зачисление.

Наблюдение и лечение учащихся в специализированной школе и воспитанников в специализированном дошкольном учреждении проводится детскими психиатрами этих учреждений в течение всего срока пребывания.

Дети с умственной отсталостью легкой степени (IQ = 60-80) в течение 8 лет обучения проходят программу, основанную на конкретно-наглядных методах обучения. Они овладевают несложными трудовыми навыками и способны адаптироваться в окружающей обстановке.

Дети с умственной отсталостью умеренной (IQ = 45-59) и тяжелой (IQ = 30-44) степени при относительно хорошей механической памяти способны овладеть написанием и чтением букв и порядковым счетом, но вследствие косности и застойности мышления пользуются знаниями как заученными штампами, то есть не могут творчески их применять. Они могут овладеть навыками самообслуживания и простейшими трудовыми навыками. В некоторых случаях для них возможно участие в элементарных трудовых процессах под контролем.

Дети с умственной отсталостью глубокой (IQ ниже 30) степени характеризуются почти полной неразвитостью мышления и речи, снижением реакции на окружающее; они не умеют или затрудняются стоять и ходить, поэтому нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

При выявлении специфической текущей соматической болезни (фенилкетонурия, гипотиреоз и т. д.) лечение должно проводиться в специализированном учреждении. Если умственная отсталость не связана с текущим болезненным процессом, медикаментозная терапия должна быть направлена на сопутствующие неврозоподобные, психопатоподобные, психотические (бред, галлюцинации) симптомы. Выбор терапии строго индивидуален. Применяются нейрометаболические стимуляторы: пирацетам (ноотропил), пантогам, фенибут, аминалон; стимулирующие препараты: глютаминовая кислота, витамины В1, В6, В15. При повышенном внутричерепном давлении (ликвородинамических нарушениях) используют сульфат магния, диакарб, глицерол. При судорожном синдроме наряду с противосудорожными препаратами целесообразно применение пантогама.