Проблемы подросткового поведения

Когда вчерашний ангелочек ни с того ни с сего перекрашивается в черный цвет (включая глаза и ногти), начинает слушать странную музыку и приобретает неприятную привычку плакать на людях (или громко и нецензурно выражаться), поневоле испугаешься. Еще больше пугаешься, когда чадо заявляет, что теперь оно – «эмо» (не путать с австралийским страусом) или гот. Сразу начинаешь представлять себе худший сценарий. Стоп. Как раз этого-то делать и не надо.

Кто виноват?

Не судите своих детей строже, чем 20-30 лет назад судили себя; в конце концов, в середине 80-х вы не видели ничего зазорного в том, чтобы вместе со всей страной млеть от «Ласкового мая» или сильно подводить глаза и дружить с мальчиками с ирокезами, утыканными английскими булавками и заклепками. Да и в нежной дружбе с метросексуалами – пока они были в моде – даже повзрослев, не видите ничего ужасного. А ведь если присмотреться, метросексуал – это тот же повзрослевший и приобретший лоск эмо…

Конечно, в первую очередь – гормоны. Они вырабатываются в невероятных количествах и создают самую благоприятную почву для душевных метаний, протестных настроений и рискованных экспериментов.

Социальное взросление неизбежно, а владение эксклюзивной информацией приобретает все большую ценность, так что к кому-то ваш ребенок в возрасте от 13 до 17 в любом случае будет себя причислять. Он будет гордиться знанием мельчайших фактов биографии основателя эмо-хардкора Яна Маккея, копить деньги на черный кожаный «прикид» в лучших «вампирских» традициях, распевать с уличными музыкантами в переходах, собирая у проходящих граждан мелочь, хотя дома его ждет обед. И вопрос здесь не в том, кого именно он выберет себе в пример для подражания: безобидные на первый взгляд толкиенисты или вполне благочестивые буддисты могут, при неблагоприятных обстоятельствах, нанести даже больший ущерб, чем инфернальные готы. Дело не в том, что предлагает подростку внешний мир, а в его внутреннем состоянии и степени готовности погрузиться в реалии. Таких стадий четыре:

Принцип подобия. Подростку нравится выглядеть необычно и, в то же время, в мельчайших деталях соответствовать дресс-коду выбранной группы. Вряд ли черно-фиолетово-бордовые готы и черно-розовые эмо были бы так популярны среди школьников, если бы предлагаемые ими цветовые сочетания не воспринимались как стильные и романтичные. На этой стадии задерживается до 60-70% детей.

Обладание знанием. Даже если в школе ваш отпрыск не блещет эрудицией, естественный процесс развития мозга никуда не девается. Подросткам необходима информация. Она – их главная ценность. Просто это должна быть другая информация, не такая, какой пользуются взрослые, тайное знание, придающее смысл жизни и опять-таки подтверждающее избранность и даже превосходство над окружающими. Излишне говорить, что в роли Тайного Знания может оказаться что угодно: имена всех собачек Пэрис Хилтон, список всех кланов хоббитов, тексты Beatles или откровения Мэрилина Мэнсона. Этого уровня достигают 30-35% подростков. Они гордятся своими достижениями и презирают представителей предыдущей ступени.

Идентификация. В поисках еще не сформировавшегося «я» подросток может слишком истово исповедовать открывшиеся ему «истины». Он пытается жить по некоему идеальному кодексу и это, неизбежно, приводит к конфликтам с объективной реальностью. Побеждает, как всегда, реальность. Но подростки довольно долго сопротивляются, и их увлечение становится все более фанатичным. На самом деле речь идет об очень цельных и честных натурах. До этого уровня погружаются около 10% «неформальной молодежи».

Слом. Хотя реальность побеждает всегда, подростки по-разному переносят свое поражение. Большинство делается сильнее и подготовленней к взрослой жизни. 2-3% не выдерживают, пытаются покончить с собой, нуждаются в психиатрической помощи. Но ваш ребенок никогда не окажется на этой последней стадии, чем бы он не увлекался, если он знает, что дома его понимают, поддерживают и любят таким, какой он есть.

Приручить искушение

Сладок только запретный плод: эта аксиома верна не только для подростков, но для них – особенно. Если вы будете выражать недовольство его новым имиджем, его друзьями, его занятиями, ребенок станет не просто упорствовать в своих предпочтениях, отстаивая право выбора, но и начнет все сильнее углубляться в выбранный образ жизни. Если же вы как минимум не станете оказывать сопротивления, интерес к эмо или хиппи останется поверхностным и будет сводиться лишь к внешним выражениям. Вот здесь-то вы и можете расставить первую ловушку.

Даже возрастная пропасть, лежащая между вами сегодняшней 14-летним подростком, не может заглушить терзания по поводу внешности, комплексы по поводу ужасного носа, прыщавой кожи, нескладной фигуры.

Возьмите его (а тем более – ее!) с собой в салон красоты. Хочет черные волосы – пусть его покрасит мастер, объяснив попутно тонкости профессионального окрашивания и ухода за волосами. Грамотный визажист научит девочку так накладывать косметику, что ей уже не будет нужды уродовать себя. А сами по себе розовые и черные цвета в макияже совершенно безвредны. Приучите ребенка следить за собой и любить себя с помощью профессионалов, потому что вы, увы, не главный авторитет для него в ближайшие 3 года. И тогда он никогда не причинит вреда своему телу.

Это недешево. Но если на самом деле вы просто хотите сэкономить на своем ребенке, имейте мужество признать, что автором его жизненных неприятностей являетесь тоже вы.

Второй шаг не требует финансовых затрат, зато требует ангельского терпения. Ни в коем случае не «не одобряйте» его друзей и кумиров. Конечно, в вас говорит материнская ревность, но если дом ребенка будет открыт для его окружения, если для них вы начнете играть роль дружелюбной, мудрой и (очень важно!) подкармливающей взрослой тети, романтика лестниц и подвалов утратит для вашего собственного чада большую часть своей привлекательности.

В-третьих, станьте частью его увлечения. Внимательно выслушивайте его рассказы о любимых певцах, научитесь разбираться в плакатах эмо-групп или принесите ребенку какой-нибудь качественный готический роман или новый фильм. Поняв, что вы тоже в этом разбираетесь, он, во-первых, будет видеть в вас союзника, а во-вторых, поскольку в любом подростковом увлечении присутствует тайное удовольствие шокировать родителей, увидев, что никакого шока вы не испытываете, начнет относиться ко всему этому как к игре, хобби, а не как к важнейшему делу своей жизни. Что и требовалось доказать.

Играть, но не заигрываться

Чем меньше у ребенка свободного времени, чем разнообразнее его занятия, тем сильнее вероятность, что он не погрузится с головой в мрачноватые миры «Системы», даже если соприкоснется с ней.

Очевидный вывод: ребенок должен быть занят. Не потому, что тогда у него физически не останется времени «на всякие глупости». Можете заранее смириться: на все отмеренные им Природой и Судьбой глупости детки находят время, даже если вы по горло загрузили их музыкальной школой, балетным кружком и курсами китайской каллиграфии. Но потому, что всякое занятие расширяет кругозор и просто не позволяет мозгу тинейджера на 100% погрузиться в выбранный им социальный образ.

Очень важно не навязывать отпрыску то дело, которое лучше всего ему подойдет с вашей точки зрения, (чаще всего за этим выбором стоит ваша же собственная нереализованная мечта): вряд ли тринадцатилетний бунтарь придет в восторг, если его попытаются приучить к скрипке или снабдят набором «Юный химик».

Универсальное решение, если только дитя не выказывает ярко выраженных предпочтений:

Спорт едва ли не лучший выход. Во-первых, физическая нагрузка нормализует гормональный фон и дает выход напряжению; во-вторых, дает ребенку столь необходимое ему ощущение принадлежности к команде и собственной избранности; в-третьих, делает его сильнее, что важно даже для девочек и, в-четвертых, позволяет ему с меньшим негативом относиться к своему телу. Если ваш ребенок неспортивен, не очень легко сходится с людьми и явно нуждается в авторитете, пусть это будут восточные единоборства; не говоря обо всем прочем, преподают их обычно очень харизматичные личности.

Иностранные языки. «Школьный английский» – это, практически, приговор. Найдите хорошего преподавателя, который умеет работать с детьми; инициируйте сбор фильмотеки на иностранных языках, информации о странах-носителях этого языка. Развивайте в ребенке амбиции, учите видеть перспективы. Если у него выраженный негатив на английский (немецкий, французский), который он учит в школе, попробуйте заинтересовать его испанским или даже японским.

Трудный возраст: когда начинать «ждать худшего»?

  • Большая часть детей вступает в период гормональных «воздушных ям» в 12-13-летнем возрасте (у англоговорящих подростки носят официальное звание «тинейджер» с 13 до 19 лет).
  • Активно «сбиваться в группы» они начинают в 14-летнем возрасте. Не просто «тусоваться» после школы (полазить по гаражам или зайти в кафе за порцией кока-колы любят и 10-12 летние), а ощущать свою принадлежность к некоему движению и всячески ее подчеркивать. У нормально развивающегося подростка острый период должен пройти к 16 годам; если приверженность игрушкам сохраняется и после 17 лет, это повод озаботиться психологическим статусом ребенка: возможно, ему понадобится и помощь психолога.
  • Самым опасным по статистике оказывается возраст 15 лет: именно на шестнадцатом году жизни совершается 2/3 попыток подросткового суицида; мрачное второе место занимают 17 лет .
  • До 40% подростков проходят через стадию «ухода из дома». Некоторые отсутствуют неделями, живя у приятелей, другие месяцами путешествуют автостопом, третьи уходят навсегда – или на годы (это в случае, если отношения между детьми и родителями действительно не складывались). У этого явления есть два противоядия: во-первых, не запрещайте ребенку задерживаться с друзьями допоздна или оставаться переночевать у них время от времени – так вы позволите ему реализовать потребность в свободе. Во-вторых, и в-главных: ребенок должен чувствовать, что ваш дом – это его дом. Тогда он никогда не уйдет из него надолго.
Понравился наш материала? Расскажите друзьям: