Наночастицы будут бороться с артритом

Созданы искусственные молекулы, которые заставляют клетки иммунной системы, ответственные за развитие ревматоидного артрита, самоуничтожаться. Эти исследования стали очередным этапом в сфере высокотехнологичных разработок, направленных на лечение многих системных заболеваний.

Здоровые клетки иммунной системы, обычно, умирают после того, как они атакуют вирус или бактерию. Но при ревматоидном артрите иммунные клетки не гибнут. Циркулируя с током крови, они поселяются в периферических суставах, вызывая воспаление и изменение их тканей. За самоуничтожение клеток отвечают молекулы, называемые Bim. Исследователи из американского Северо-западного университета (Northwestern University) выяснили, что при ревматоидном артрите эти молекулы в неправильных иммунных клетках очень слабы. Им в помощь были созданы искусственные аналоги (BH3 mimetic), основное назначение которых – «доводить до самоубийства» поврежденные клетки иммунной системы.

Действие молекул-призраков ученые проверили на мышах. Результат вселяет надежду – этот препарат не только препятствовал развитию ревматоидного артрита у грызунов, но и у 75 процентов уже болеющих мышей остановил артрит. У этих зверьков уменьшилась опухоль больных суставов, и приостановилось разрушение кости. При этом не было отмечено никаких побочных эффектов, которые нередки при лечении ревматоидного артрита существующими лекарственными методами.

Результаты этого исследования были опубликованы в февральском выпуске журнала «Артрит и ревматизм» (Arthritis & Rheumatism).

По словам руководителя исследования д-ра Харриса Перлмэна (Harris Perlman), на следующем этапе исследования предстоит создать нанотехнологию для точной доставки лекарства к цели.

Стоит отметить, что исследования в этом направлении уже идут – правда, пока они в большей степени привязаны к онкологии, где «адресное» воздействие лекарств на опухоль бывает не менее важным, чем при лечении системных заболеваний вроде ревматоидного артрита. Однако, как считают ученые, в случае положительного результата работы по созданию «умных транспортеров» лекарственных веществ к месту назначения (в этой роли как раз и выступают наночастицы) сам принцип можно будет распространить на любую область медицины.

К тому же в ходе этих исследований решается не только проблема доставки активного вещества в месту воспаления или опухоли. Не менее важным вопросом является «маскировка» наночастицы с лекарством: она должна оставаться незаметной для иммунной системы и не быть ею уничтоженной…

В прошлом году ученым удалось найти решение этой задачи. К тому же были разработаны две уникальные системы наведения наночастиц-транспортеров. Методика была создана в компании BIND Biosciences (Массачусетс, США).

Во второй половине этого года испытания методики должны начаться на людях. В исследованиях примут участие 25 больных раком. Если эти испытания пройдут успешно, то уже через пять лет можно ожидать появления нового лекарства.

Несмотря на то что новая методика первоначально предназначалась для лечения рака простаты, ее авторы полагают, что она окажется эффективным средством борьбы со всеми видами твердых опухолей – рака груди, легких, мозга и т.д. В первых испытаниях, скорее всего, будут участвовать больные именно этими видами рака.

«Это будут первые клинические испытания доставки наночастицами химиотерапевтических лекарств, – рассказывает Джефф Хиркач, вице-президент BIND Biosciences по научным исследованиям. – Затем мы попытаемся разработать широкую платформу, которую можно будет использовать для лечения и сердечно-сосудистых заболеваний, воспалений и даже инфекционных болезней».

Наночастица BIND 014, по словам ее разработчиков, способна решить три из четырех главных проблем, возникающих при доставке лекарств. Она поможет сделать так, чтобы молекулы лекарства попадали точно в нужное место в организме пациента, чтобы лекарство выделялось небольшими порциями медленно, в течение нескольких дней и, наконец, чтобы иммунная система больного не приняла эту частицу за инородное тело и не уничтожила.

Специальную упаковочную капсулу, которая и придает частице все эти уникальные свойства, разработали Роберт Лангер из Массачусетского технологического института и Омид Фарокзад из Гарвардского университета. Диаметр частицы в 1000 раз меньше человеческого волоса, а ширина ее составляет около 100 нанометров, т.е. одну десятимиллионную часть метра.

Наночастица является средством доставки лекарства, применяемого в химиотерапии, –доцетаксела или таксотера. Его молекулы заключены в оболочку-матрицу из полимолочной кислоты, которая медленно разрушается в течение нескольких дней. Благодаря этому лекарство выделяется не сразу, а постепенно, что тоже очень важно. Благодаря этому однократный ввод наночастиц может иметь длительный эффект.

Эта несущая лекарство «боеголовка» находится в защитном покрытии из полиэтиленгликоля, при помощи которого она как бы остается невидимой для иммунной системы человека и не подвергается атаке антителами или клетками макрофага. При обычных же условиях иммунная система обнаруживает наночастицы, доставляющие лекарства к очагу болезни, и уничтожает их.

Еще один способ безопасной доставки лекарств к очагам патологических процессов (опухолям и воспалениям) разработали биофизики Яна Решетняк и Олег Андреев, работающие сейчас в университете Род-Айленда.

Предложенная ими методика основана на использовании уровня кислотности клеток – pH. Чем ниже величина pH, тем выше кислотность. Известно, что у здоровых клеток pH составляет около 7,4 единицы. А вот, к примеру, в раковых клетках из-за большой скорости их размножения pH колеблется от 5,5 до 6,5.

О высокой кислотности раковых клеток известно давно, однако раньше ученые не знали, как воспользоваться этими знаниями. Дональд Энгельман, сотрудник лаборатории молекулярной биофизики и биохимии Йельского университета, недавно обнаружил пептид pHLIP, который ищет среду с высокой кислотностью, а Решетняк с Андреевым сумели найти ему полезное применение.

Слегка видоизмененный пептид pHLIP легко находит раковые опухоли у мышей и доставляет к ним лекарства. Методика, основанная на пептидах, может помочь и при диагностике и лечении таких болезней, как артрит, различные воспаления, инфекции и переломы, потому что при всех них кислотность клеток тоже повышается.

Кстати, Решетняк и Андреев разработали не только новую технологию обнаружения опухолей о воспалений, но и новое средство доставки препарата – так называемый молекулярный наношприц…

Для справки

Ведущим методом лечения ревматоидных артритов является лекарственная терапия. Широко применяются препараты нескольких разных групп: противовоспалительные нестероидные лекарственные формы, уменьшающие интенсивность воспалительной реакции и обладающие противоболевой активностью; противоревматические средства, замедляющие прогрессирование болезненного процесса; иммуносупрессоры, в частности, кортикостероиды, подавляющие активность иммунных реакций. Они используются в тех случаях, когда противоревматическое лечение не даёт ощутимых результатов или при наличии выраженных побочных реакций от их применения. В особо тяжёлых случаях кортикостероиды применяются для внутрисуставных инъекций для снятия острой боли.

Помимо лекарств для лечения ревматоидных артритов используются различные методы физиотерапии, которые не вызывают локального повышения температуры в суставах. Особенно эффективны низкочастотная магнитотерапия и низкочастотная лазеротерапия. Применяется также лечебная физкультура, массаж и так называемая трудотерапия. Нередко разрушенные артритом суставы (особенно часто малые суставы кисти рук и коленные) приходится оперировать и даже заменять. В частности, замена суставов – хорошо освоенный раздел американской медицины.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: