Знакомая еда кажется вкуснее

Британские психологи утверждают, что накормить капризного ребенка проще, если ему сначала показать еду на картинке, а потом дать ее попробовать.

 

Яркие солнечные цвета (красный, жёлтый, оранжевый, светло-коричневый) стимулируют выработку желудочного сока и тем самым пробуждают аппетит.
Пастельные тона (розовый, серый, бежевый, персиковый) также активно повышают аппетит и вызывают желание съесть лишнюю порцию. Так, светлая посуда придает любому блюду привлекательный вид.
Холодные тона (синий, сиреневый) – самые “несъедобные”. Они прекрасно подавляют чувство голода.

Психологи из Университета Рединга (Великобритания) выяснили, что годовалые дети с большим удовольствием соглашаются попробовать новый продукт, если ранее они уже видели его на картинке. Для эксперимента ученые предложили молодым матерям в течение двух недель читать детям иллюстрированные книжки о фруктах и овощах, постоянно показывая им соответствующие рисунки.

После того, как ребята познакомились с овощами и фруктами «заочно», им предложили попробовать их на вкус. Оказалось, что дети с большей охотой «дегустируют» незнакомые им ранее продукты, если до этого они видели их изображения. 

– Мы думаем, что подобная методика «знакомства» с едой поможет выработать привычки здорового питания у детей, – говорит руководитель исследования д-р Кармель Хьюстон-Прайс.

Полученные результаты,  могут быть интересны и полезны как для любой матери, желающей здоровья своему ребенку, так и для представителей научной общественности. Ведь теперь, зная, как вырабатываются предпочтения в еде, можно на подсознательном уровне заложить принципы «здорового питания».

Насколько полученные британскими исследователями результаты могут оказаться интересными для практического применения – в частности, в плане воспитания у детей правильных предпочтений в пище? На этот вопрос мы попросили ответить профессора И. Кона.

Кон Игорь Яковлевич. Руководитель Отдела детского питания НИИ питания РАМН, доктор медицинских наук, профессор. Академик РАЕН.

Безусловно, упомянутый факт не только любопытен с познавательной точки зрения, но и заслуживает обсуждения в научной среде. В этой связи мне лично было бы весьма интересно познакомиться с более полными результатами исследования – тем, как оно было практически организовано, сколько детей и родителей принимали в них участие, как оценивались результаты… Ну и, разумеется, хотелось бы дождаться появления данных из других стран, подтверждающих достоверность последних.

В данном случае обращает на себя внимание именно возраст детей. Не исключено, что в данном случае оказываются задействованы особенности детской психики, присущие этому периоду развития ребенка. Знакомый предмет может казаться более безопасным и потому более привлекательным. Тем более, что большинство малышей – консерваторы в вопросах выбора еды, и им действительно оказывается очень сложно сформировать пристрастие к новому для них продукту…


Что делать, если грудного молока нет.

Как правильно выбрать молочную смесь.

Смотреть видео >>>

 

Насколько мне известно, в России исследования с детьми такого возраста пока не проводились, хотя в целом факт взаимосвязи между зрительным образом еды и формированием определенных гастрономических предпочтений известен достаточно давно. В том числе – и применительно к детям и подросткам. Простейший пример – воздействие на них рекламных изображений того же фастфуда или напитков (особенно, если это происходит по телевизору). В большинстве случае ребенок сначала много раз видит какой-нибудь шоколадный батончик или гамбургер, а потом начинает просить родителей их купить. Поэтому остается только пожалеть, что использование подобного механизма не для рекламы отдельных продуктов, а для обучения принципам правильного питания в нашей стране пока развито не очень широко.

Впрочем, работа в этом направлении ведется. Как на базе нашего института, и в ряде других регионов. Думаю, после получения объективных научных данных, подтверждающих изложенные в этой новости факты, мы вполне можем использовать их в своей дальнейшей деятельности. Не исключено, что со временем необходимость воспитывать у ребенка правильное отношение к выбору потребляемых продуктов будет считаться столь же естественной, как формирование навыков личной гигиены.

Что такое аппетит?

Воздействие зрительного образа еды на пробуждение – или, наоборот, подавление – аппетита наверняка приходилось испытывать на себе каждому из нас. Чтобы подтвердить это, вовсе не обязательно быть серьезным ученым или проводить какие-то специальные научные исследования. Знание этого факта давным-давно используется как собственно в кулинарии, так и в процессе сервировки стола. И хотя далеко не всегда привлекательный вид того или иного блюда впоследствии оправдывает наши ожидания, сделать первоначальный выбор в свою пользу он может заставить вполне. Применительно к ресторанам и прочим «предприятиям общественного питания» такой подход оправдан: раз блюдо заказано, оно должно быть оплачено…

В упрощенном виде механизм пробуждения аппетита выглядит так.

Наряду с обонянием, в этом процессе участвует именно зрение. Благодаря ему мозг начинает получать первые сигналы относительно близости и доступности пищи, отдавая команду желудку выделять сок для переваривания. Это занимает примерно 5-10 минут. И чем больше сигналов получает мозг, тем настойчивей в итоге желудок требует вкусной еды и тем сильнее аппетит.

Аппетит и чувство голода – не одно и то же!

На первый взгляд кажется, что состояние легкого голода – лучший стимул для пробуждения аппетита. Однако на самом деле это не совсем так.

Проголодавшийся человек ест не столько с аппетитом, сколько с жадностью – и вполне способен съесть то, на что в более сытом состоянии и внимания бы не обратил.

С физиологической точки зрения голод – это чувство потребности в пище, необходимой для того, чтобы обеспечить организм веществами, необходимыми ему для нормального функционирования. Считается, что ощущение голода возникает в результате сокращений пустого желудка, однако этот механизм более сложен и включает в себя биохимические процессы, которые объясняет головной мозг. А аппетит – это осознанное «желание есть». Безусловно, аппетит и голод тесно связаны между собой, но факторы, влияющие на аппетит, являются преимущественно приобретенными.

Согласно данным специалистов из Национального университета Сингапура, картинки с аппетитным десертом или аромат шоколадного печенья могут способствовать тому, что человек будет бессознательно покупать вредную пищу. В рекламе и в продуктовых магазинах часто подобным образом стимулируется аппетит, однако это может привести к неправильному выбору в пище.

Подтверждением этому можно считать то, что аппетит возникает от вида и запаха вкусной еды, и человек может захотеть съесть ее, не будучи голодным. С другой стороны, вид чего-то, вызывающего отвращение, может отбить аппетит и желание есть, даже если человек по-настоящему голоден.

Этот эффект активно используется в различных методиках похудения, построенных на необходимости уменьшить количество потребляемой ежедневно пищи. Соответствующие изображения и фотографии особо озабоченные своим весом люди специально прикрепляют над обеденным столом. Причем действует, говорят, безотказно. Чтобы убедиться в этом самому, достаточно сделать в любой поисковой системе Интернета запрос типа «картинки для снижения аппетита»: поверьте, при одном взгляде на некоторые из этих «шедевров» желание что-то съесть исчезнет если не навсегда, то очень надолго…

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: