Перечень шансов на жизнь станет честнее

 

Ольга Неверова / “Здоровье-инфо”

30 ноября министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова презентовала новый Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Что это за документ и зачем он нужен обычному гражданину?

 

Немногое из множества

В России зарегистрировано более 17 тысяч лекарств. Цифра кажется фантастической – зачем нам столько? На деле нужны тысячи полторы-две, остальные по сути либо являются вариантами одного и того же лекарства (копиями, а фармацевты говорят – дженериками), либо применяются крайне редко. Если же рассмотреть это огромное количество с точки зрения действующего в лекарстве вещества (его химической формулы), то окажется, что зарегистрировано всего 2617 таких формул.

Подобные перечни существуют почти во всех странах мира, а Всемирная организация здравоохранения даже разработала методологию их создания. Они утверждаются регулярно. В действующем сейчас российском перечне 658 наименований – большей частью, международных непатентованных (по той самой химической формуле), но есть также и торговые. Эксперты объясняют это либо соображениями экономии денежных средств, либо тем, что это патентованное лекарство, у которого нет конкурентов-дженериков.

Действительно, перечни формируются как раз для закупок лекарств на бюджетные деньги – для стационаров, “Скорой помощи” и тех больных, которых лечат за счет государства от туберкулеза или других социально значимых болезней. Благодаря ему, власти на местах могут планировать бюджеты регионального и муниципального здравоохранения.

Еще он нужен для контроля цен – с будущего года контроль цен на препараты, входящие в перечень, будет обязательным и строгим, в том числе и на свободно продаваемые в аптеках. Перечень служит также инструментом для регистрации предельных отпускных цен производителя – на те лекарства, что в него входят, предприятия будут обязаны зафиксировать цену, а сейчас они это делают на добровольной основе.

Откуда столько вариантов

Каких только перечней по поводу лекарств у нас нет! Кроме перечня ЖНВЛС, есть еще перечень лекарств для льготных категорий – для госзакупок. Он, кстати, пока пересмотру не подлежит, поскольку лекарства для льготников на первое полугодие 2010 году уже закуплены. Есть перечень обязательного ассортимента – для аптек. Перечень безрецептурных лекарств – тоже для аптек и для нас, потребителей. Перечень мониторинга цен – по нему Росздравнадзор отслеживает, как ведут себя цены в аптеках по всей стране. Надо сказать, после введения этого перечня аптеки некоторое время вели себя прилично, не взвинчивая цены, но когда началась эпидемия свиного гриппа, о приличиях снова забыли.

Все эти перечни – не от богатой жизни. Единственным критерием назначения лекарства для врачей должна служить его необходимость именно этому конкретному больному. Любые ограничения и списки вводятся тогда, когда надо либо экономить, либо распределять – мы это прекрасно знаем на личном опыте. Первый перечень ЖНВЛС появился у нас в 1988 году – всем памятно то время тотального дефицита. Тогда в него входило всего 90 названий – жизненная необходимость была на пределе жизненного минимума.

Перечни существуют почти во всех странах, где есть льготные категории потребителей лекарств, которых обеспечивает последними государство либо страховые компании. Но базовые принципы, по которым формируются эти перечни, созданы давно и не подвергаются сомнению. О них – чуть позже, потому что наши перечни, особенно те, что связаны с денежным вопросом, всегда формировались совсем иначе.

Правила против лоббизма

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения при формировании перечня должны учитываться многие критерии. И эффективность того или иного лекарства, и уровень заболеваемости и смертности от болезней, которые оно лечит, и разумность соотношения цена/качество, и то, сколько его производят фармкомпании, а также еще десятки параметров.

Многие годы чиновники утверждали, что именно так наши отечественные перечни и создаются. Но на деле формирование каждого такого документа (а перечень всегда готовили в Минздравсоцразвития, но утверждается он правительством и является по сути федеральным законом) происходило в условиях хуже или лучше завуалированной коррупции. Памятны времена, когда в процессе создания очередного перечня в здании Минздрава можно было встретить представителей всех известных фармкомпаний с увесистыми кейсами в руках. Они украдкой заходили в разные кабинеты, а выходили, радостно помахивая кейсами явно пустыми…

В последние годы процесс вошел в более цивилизованные рамки, но все же новый порядок формирования перечня, считает министр Татьяна Голикова, положит конец корыстной суете, так как «слишком много лоббизма в этой теме».

– В основу разработки нового перечня, – заявила она на брифинге 30 ноября, – положены методики ВОЗ, стандарты оказания медицинской помощи, методические рекомендации самых авторитетных врачей и клинические протоколы. Лекарства отбирались по критериям Оксфордской классификации доказательности клинической эффективности, с учетом их цены, наличия дженериков и множеству других параметров самыми уважаемыми экспертами.

Оксфордская классификация лекарств подразумевает несколько уровней доказанной эффективности – А,В,С, D. Каждый из них опирается либо на наличие положительных результатов клинических испытаний, проведенных по международным правилам (А и В), либо на большой клинический опыт (C и D). Зарубежные лекарства включались в перечень исключительно по уровням А или В, отечественные допускались и с уровнем не ниже С, поскольку  нашим компаниям-разработчикам даже самых лучших лекарств провести все положенные клинические испытания по международным правилам пока не удается – нужны огромные затраты.

Всего в новый перечень включены 495 лекарств по международным непатентованным названиям (то есть, по химической формуле). Из них 75 – чисто отечественные, 261 производят как у нас, так и за рубежом, а 159 – исключительно зарубежные. Таким образом, доля отечественных лекарств по сравнению с предыдущим перечнем, утвержденным еще в 2007 году, выросла с 55 до 67,8%. С учетом же всех торговых наименований (дженериков), в распоряжении врачей и пациентов будут около 2000 лекарств. Цены на них будут жестко контролироваться государством с января 2010 года, когда перечень станет действующим.

Перечень будет обнародован на сайте Минздравсоцразвития России для открытого обсуждения, в котором может принять участие любой желающий. Соберут также и замечания экспертов, проанализируют критику, и после того, как в документ внесут коррективы, он поступит на утверждение в правительство.

Что главнее: здоровье или деньги?

Вопрос отчасти нелепый, хотя большинство без сомнений ответит: конечно, здоровье. А если здоровье зависит как раз от содержимого кошелька?

Перечень ЖНВЛС составляется с большой оглядкой на их стоимость. Он должен помочь экономить средства, отпущенные на закупку лекарств для стационаров и “скорой”. Но в целом составители всех существующих перечней всегда оглядываются на стоимость позиций, в него включенных.

Вокруг этого вопроса всегда ломались копья. Одни эксперты отстаивали принцип составления перечня по торговым названиям – иначе, дескать, в него никогда не попадут новые, самые эффективные, но и самые дорогие препараты. Оппоненты тут же возражали – ясно, что фирмы костьми лягут, чтобы протолкнуть в перечень свои новинки, обеспечить госзакупки и свой доход, а ради этого будут совать взятки, подкупать специалистов, дающих рекомендации.

Другие крупные эксперты уверены, что перечень должен быть только по МНН – а уж врач сам выберет из нескольких торговых марок наиболее подходящую для больного. Их противники тоже не молчат: раз химическая формула одна, то и лекарства биоэквивалентны, а врачи, идя на поводу у больных, будут выписывать более дорогие, транжиря государственные средства…

Дискуссия бесконечная, но не бессмысленная. А кто же прав? Приведем всего один пример. Есть целый класс лекарств, снижающих уровень холестерина в крови, так называемых статинов. Симвастатин – лекарство под этим непатентованным названием включено и в перечень ЖНВЛС. Но линейка торговых названий содержит десятка три  “брендов” разных производителей – от зокора, который стоит около 800 руб. за упаковку из 28 таблеток, до акталипида – ценой от 150 руб. за столько же таблеток.

Попасть “на карандаш”

Принято считать, что попасть в любой официальный перечень лекарств – дело выгодное для производителя: гарантированы закупки, можно не беспокоиться о колебаниях спроса и т.п. Но на самом деле все не так просто.

Чтобы попасть в тот же перечень ЖНВЛС, производитель должен зарегистрировать отпускную цену на него. Понятно, что каждое предприятие стремится найти здесь баланс двух составляющих – заинтересовать потенциального покупателя и обеспечить себе прибыль. Но реальные контрактные цены закупок могут быть и ниже зарегистрированных – ведь закупки идут в форме аукционов на понижение цены. А кроме того, завод может и не получить необходимые для производства документы – например, декларацию  соответствия производства всем требованиям или регистрационное свидетельство на субстанцию.

Так, к примеру, было в 2007 году: около половины лекарств из уже составленного перечня просто не было на рынке. Но если для ряда препаратов есть лекарства-синонимы, то другие-то производит один-единственный завод. Врачи до сих пор с ужасом вспоминают вдруг образовавшийся в прошлом году дефицит атропина и адреналина – средств, без которых невозможно оперировать.

А все дело было в том, что предприятия не смогли вовремя оформить разрешительные документы на сырье, хотя в перечне ЖНВЛС препараты присутствовали. А иной раз они просто прекращают выпуск лекарства, если зарегистрированная цена перестает покрывать реальные издержки – такое бывает, к примеру, когда резко падает курс рубля. В начале кризиса на этом потерпели огромные убытки многие производители и дистрибьюторы. Но в конце концов за все отдувается потребитель лекарств – мы с вами.

Фармакоэкономика нам не по карману

А какими критериями руководствуются за рубежом, составляя свои перечни?  Во главе угла стоит фармакоэкономика. Это такая наука, которая в экономических критериях оценивает эффективность лечения. Ведь можно больного, к примеру, бронхитом две недели лечить старым дешевым антибиотиком. А можно новым дорогим – но всего семь дней. Или даже пять.

Расчет в этих случаях ведется по лекарственной единице – таблетке, капсуле, ампуле. То есть, на курс лечения в первом случае использовано 42 единицы по 10 рублей, а во втором – 5 единиц по 50. Результат подсчитайте сами. Второе получается выгоднее, ведь на первый курс уйдет 4,2 упаковки по 100 рублей, а на второй всего одна, хотя и по 250! У нас эта высшая математика пока не освоена. Новый перечень – первая попытка увязать цену лекарств с их эффективностью. И в этом помогут как раз стандарты оказания медицинской помощи, над которыми сейчас работают в министерстве и во многих головных медицинских центрах.

За рубежом перечни составляются только на их основании. То есть, не надо ни опрашивать уважаемых экспертов, каждый из которых имеет свои, в том числе и денежные интересы. Не надо создавать громоздкие комиссии. Собирать сотни страниц документов, подавая заявку на включение в перечень “своего” препарата. Есть стандарты и протоколы лечения, в которых прописано: эта болезнь лечится так-то, такими-то препаратами, а эта – так-то, уже другими, но все равно самыми лучшими для этого больного. А дальше все просто: собрал данные по всем социально значимым заболеваниям, собрал стандарты лечения, выписал из них проверенные на практике и рекомендованные лучшими врачами лекарства – и вот он, перечень.

Надо надеяться, со временем этот порядок будет принят и у нас. А пока перечень покрывает далеко не все заболевания, которыми страдают люди, но зато большинство самых распространенных. К тому же врачам вовсе не запрещено лечить своих больных и лекарствами, не внесенными в перечень. Тем более, что при амбулаторном лечении мы покупаем их на свои кровные. Но даже и в стационарах назначать что-то, не входящее в перечень, прямо никто не запрещает. Другое дело, что этих “незапрещенных” лекарства  в больничной аптеке, скорее всего, не будет, и вам придется купить на свои средства.

Чего ждать от нового перечня

В новом перечне по сравнению с действующим произошли значительные перемены. Из него исключили 184 названия – утверждая, что это либо устаревшие, либо малоэффективные лекарства. Зато добавлен 21 новый препарат. Существенно выросла доля отечественных лекарств.

– Впервые за многие годы в Перечень ЖНВЛС включены уникальные российские лекарства, – прокомментировал новый документ председатель комиссии по его формированию, главный внештатный эксперт-клинический фармаколог министерства, ректор Волгоградской государственной медицинской академии, профессор Владимир Иванович Петров. – Хотя у них и нет доказательной базы эффективности, какая есть у зарубежных препаратов. Поскольку просто недостает средств для проведения всех испытаний, как это делают в мире. Но эта мера будет стимулировать отечественных производителей на создание новых лекарств.

Поживем-увидим. Если новый документ поможет удерживать цены в аптеках, если сделает лечение в больницах более эффективным, значит, все предпринятые усилия не напрасны. Если же все останется, как было – цены будут скакать вверх, как сумасшедшие, а в больницах будут разводить руками: “Лекарств современных нет!”, то все рассказы о том, какой хороший перечень принят, здоровья нам не добавят.

Познакомиться с новым Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств можно будет на сайте www.minzdravsoc.ru

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: