Мыши с маразмом говорят, что клубника и огурцы защищают от слабоумия

Вещество, найденное в этих продуктах, предотвращает потерю памяти – утверждают ученые из США.

Мыши с маразмом говорят, что клубника и огурцы защищают от слабоумия

Речь идет о соединении из группы флавоноидов – физетине.

«Ранее мы уже продемонстрировали позитивное влияние физетина на память здоровых животных», – рассказывает доктор Памела Мейер, глава исследовательской группы. «Теперь же нам удалось подробнее изучить действие этого вещества на породе мышей, у которых очень часто развиваются симптомы болезни Альцгеймера».

Десять лет назад доктор Мейер и ее коллеги обнаружили, что физетин защищает нервные клетки в головном мозге от старения. В дальнейшем ученым удалось пролить свет на потенциальный механизм этого положительного влияния: в серии экспериментов, которые проводились как на клеточных культурах, так и на мышах, выяснилось, что физетин обладает антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, особенно в отношении нервной ткани.

Последнее открытие калифорнийских специалистов свидетельствует в пользу того, что данный флавоноид, помимо прочего, затрагивает каскад клеточных реакций, который участвует в формировании памяти.

«Таким образом, мы осознали, что физетин обладает рядом свойств, которые могут оказаться крайне полезными для борьбы с болезнью Альцгеймера», – говорит Мейер.

Поэтому ученые решили испытать это вещество на особой породе мышей, у которых благодаря наличию определенных мутаций часто развивается клиническая картина болезни Альцгеймера. Начиная с трехмесячного возраста в корм этих животных добавлялся физетин. Спустя некоторое время ученые начали тестировать их память и когнитивные способности. C этой целью мышей помещали в водный лабиринт. Оказалось, что животные, которых не кормили физетином, хуже ориентировались в лабиринте, были более заторможены и в целом проявляли более слабые когнитивные способности в сравнении со своими собратьями, которые получали чудо-флаваноид. Более того – результативность последних ничуть не уступала таковой здоровых мышей, у которых не было альцгеймеровских мутаций.

«Даже в тех случаях, когда болезнь все же развивалась, физетин в значительной степени сглаживал симптоматику», – говорит Мейер.

На следующем этапе эксперты решили измерить уровень определенных молекул в мозге мышей обеих групп. Выяснилось, что у грызунов с болезнью Альцгеймера в нейронах были запущены каскады реакций, приводящие к развитию воспалительной реакции. Однако в том случае, если мышь получала физетин, скорость этих реакций была снижена, плюс отмечалось наличие ряда антивоспалительных веществ.

Предшествующие работы на клеточных культурах вселяли надежду, что физетин также будет способствовать снижению количества амилоидных бляшек, которые являются основным патологическим субстратом болезни Альцгеймера. Тем не менее, это предположение не подтвердилось на животных экспериментальных моделях. «Физетин почти не влияет на структуру бляшек. Он действует через посредство других сигнальных путей, которые до сего момента не рассматривались в качестве фармакологической мишени».

Следующая цель ученых – выяснить, обладает ли физетин терапевтическим эффектом.

«Мы назначили физетин трехмесячным мышам, у которых еще не успели развиться какие-либо неврологические симптомы. Таким образом, мы по сути изучали исключительно профилактическое действие этого вещества. Однако с человеком история совсем другая: как правило, пациент или его родственники обращаются к врачу только после манифестации симптомов болезни Альцгеймера. Поэтому мы должны выяснить, есть ли какая-нибудь польза от применения физетина после дебюта заболевания», – объясняет Мейер.

Узнайте больше о болезни Альцгеймера и о других проблемах с памятью на страницах нашего специального проекта.

Результаты данного исследования были опубликованы в журнале Aging cell.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: