Контроль за косметикой в России

11

Европейская косметика

Многие косметические средства ввозятся в Россию из-за границы. Например, продукты французской фирмы L’Oreal, итальянской Cliven, немецкой Bubchen (косметика для детей). В государствах Евросоюза все производители косметики руководствуются Косметической директивой 76/768/ЕЭС. В этой директиве перечислены нормы, которым должна соответствовать парфюмерно-косметическая продукция.

Для того чтобы начать производство косметической продукции, необходимо получить документы, дающие такое право. Органы сертификации проверяют место производства, подтверждают, что там соблюдены все санитарные нормы и технические параметры. После этого начинается выпуск продукции.

В состав продукции должны входить только разрешенные ингредиенты. Во всех странах существует список запрещенных к применению либо разрешенных в строго ограниченных количествах веществ. В США такой список составляет Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration). В Японии – свои собственные правила. Россия пользуется европейской системой.

В процесс производства косметики в странах Евросоюза государство не вмешивается. Считается, что производитель, использующий разрешенные компоненты в ходе сертифицированного производства, выпустит качественный продукт.

Разумеется, государство имеет право проверить, не содержит ли поступивший в продажу продукт токсических веществ, соблюдены ли нормы ограниченно разрешенных ингредиентов. Но это право, а не обязательство. Проверка производится далеко не всегда.

Однако в том случае, если выяснится, что некая компания произвела продукт с вредным воздействием, она будет лишена лицензии на производство всех своих продуктов.

При ввозе косметических продуктов через границу проверяется каждая партия продукции и выдается сертификат качества, подтверждающий безопасность каждой партии.

В некоторых случаях, когда зарубежный производитель заранее планирует сбыт своей продукции в России, он сертифицирует свой продукт по принятым в России стандартам. Сертификация проводится российскими специалистами.

Как проверяется продукция?

На этикетках косметических продуктов можно встретить надписи по поводу различных видов тестирования. Например: «Дерматологически протестировано». Или «Гипоаллергенно». Все эти тестирования проводятся производителем. Они не связаны с независимыми экспертными организациями. А «гипоаллергенно» означает, что продукт не содержит заведомо вызывающих аллергию веществ. Но такие вещества не разрешены к применению и, следовательно, не должны содержаться ни в одном продукте. Это не значит, что у людей, склонных к аллергии, не возникнет реакции на какой-нибудь разрешенный компонент – в том числе входящий в состав «гипоаллергенного» средства.

В России дела обстоят несколько иначе. Отечественный производитель должен получить как сертификат на производство парфюмерно-косметической продукции, так и сертификат на каждый отдельный продукт. В том случае, если несколько продуктов имеют сходный состав и технологию изготовления, разрешается в один сертификат вносить до 5 наименований. По окончании определенного срока производитель должен проходить сертификацию заново.

В России разрешено тестирование на животных, и именно так косметика проверяется на токсичность. Серьезную проблему представляет контрафактная косметическая продукция с поддельными документами. На парфюмерно-косметическом рынке, по оценке некоторых экспертов, подделки составляют половину всех товаров. Правда, тут хуже всего дело обстоит с парфюмерией – 80% духов, продающихся в Москве, имеют сомнительное происхождение.

За продажу контрафакта предусмотрен штраф. Он составляет 1-2 тысячи рублей для частных лиц и 10-20 тысяч рублей – для юридических лиц. Недобросовестных продавцов этот штраф не останавливает.

Опасность получить поддельную косметическую продукцию повышается, если вы покупаете:

  • «С рук»
  • На рынке
  • В киоске
  • Через Интернет.

Производители фальшивок становятся все изощреннее, и стопроцентной гарантии не существует, если только вы не покупаете товар в специализированном магазине производителя. Тем не менее, при покупке косметических средств обращайте внимание на следующее:

  • Название. Оно должно быть написано правильно, без ошибок. Например, Chanel (через одно «n»), а не Channel (через два).
  • Стикеры и этикетки на русском языке. Они есть на всей легально ввозимой продукции. Если они отсутствуют, это или подделка, или контрабанда.
  • Расположение этикеток. Небрежность в этикетках, например, когда они наклеены вверх ногами, должна настораживать.
  • Список всех ингредиентов на этикетке. Даже если вы не собираетесь читать его от начала до конца, обратите внимание на его наличие. Если он отсутствует, вы, вероятно, держите в руках фальшивку.
  • Срок годности. Товар не должен быть просроченным.
  • Внешний вид упаковки. Она должна быть цельная, невскрытая, непотертая, с четкой печатью.
  • Цена. Если она значительно ниже, чем обычная цена аналогичных товаров заявленной на этикетке фирмы, скорее всего это подделка.

«Одобрено Национальным альянсом дерматологов и косметологов»

Программа экспертной оценки с предоставлением знака «Одобрено Национальным альянсом дерматологов и косметологов», относящаяся к важным проектам НАДК, начата в 2007 году.

Знак «Одобрено Национальным альянсом дерматологов и косметологов» (с правом размещения на продукции) присуждается по итогам профессиональной экспертизы конкретного вида продукции. Заявку может подать любой производитель (или представитель производителя), работающий на территории Российской Федерации и прошедший обязательную сертификацию продукции (технологии).

Решение о предоставлении знака коллегиально принимает Совет знака, в состав которого входят эксперты  в области дерматологии и косметологии. Состав Совета знака утверждается Советом директоров Национального альянса дерматологов и косметологов.

Для проведения профессиональной экспертизы Национальный альянс дерматологов и косметологов периодически приглашает независимых экспертов, которые принимают участие в работе Совета знака.

В ходе экспертизы оцениваются:

  • Безопасность применения препаратов для людей, животных, растений и окружающей среды.
  • Соответствие реальных свойств продукции тем, которые заявлены в рекламе и на упаковке.
  • Эффективность и качество продукции в практическом использовании.

С более подробной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Национального альянса дерматологов и косметологов www.nadc.ru.

—————————————————————————————

*Постановление Госстандарта РФ от 2 февраля 2001 г. №11 “Об утверждении и введении в действие Правил по проведению сертификации парфюмерно-косметической продукции” (с изменениями от 18 июня 2002 г.)