Горе от ума

Все без исключения родители радуются успехам своих чад. Но порой цена этих успехов слишком велика. Ученые обследовали и выяснили, что круглые отличники в четыре раза чаще попадают в психбольницы с диагнозом маниакально-депрессивный психоз, чем их менее успешные сверстники. К такому выводу пришла группа ученых из Швеции и Великобритании под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона. Отчет об их исследовании был опубликован в British Journal of Psychiatry.

Обнаруженную закономерность исследователи связали с тем, что в возрасте около 25 лет происходит созревание префронтальной коры головного мозга. В то же время в докладе британских психологов “Последние достижения в понимании психических расстройств” была высказана точка зрения, что врачи слишком легко ставят диагнозы психических заболеваний. По мнению представителей Британского общества психиатров, широкое употребление таких терминов, как шизофрения или маниакально-депрессивный психоз, не отражает в достаточной степени индивидуальность психических нарушений.

По данным Министерства образования и науки РФ, “рабочий день” обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов. Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать. Некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия.

Всего были проанализированы результаты экзаменов более чем 700 000 школьников в возрасте 15-16 лет (такое значительное количество детей для относительно небольшой Швеции объясняется тем, что работа продолжалась без малого 10 лет). Полученные данные ученые сравнили со статистикой госпитализаций в исследуемой группе по поводу биполярного аффективного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз).

И вот что было выяснено: учащиеся, получавшие только в ходе учебы и сдачи экзаменов только отличные оценки, страдали биполярным расстройством почти в четыре раза чаще, чем ученики со средней успеваемостью. Причем пациенты с биполярным расстройством чаще других имели в школе отличные оценки по музыке и шведскому языку. Это подтверждает результаты предыдущих исследований, в ходе которых была обнаружена связь между лингвистическими и музыкальными творческими способностями и указанным заболеванием.

Маниакально-депрессивный психоз – заболевание, проявляющееся периодически возникающими депрессивными и маниакальными фазами, обычно разделенными светлыми промежутками. Для депрессивной фазы характерна триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность движений. Больной печален, угрюм, движется еле-еле, он испытывает чувство тоски, безысходности, безразличие к близким и ко всему, что раньше доставляло ему удовольствие. Человек, находящийся в депрессивной фазе, сидит в одной позе или лежит в постели, на вопросы отвечает односложно, с задержкой. Будущее кажется ему бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок. Он может говорить о своей никчемности, ненужности, несостоятельности. Чувство гнетущей тоски иногда проводит к суицидальным попыткам.

Обычно больные маниакально-депрессивным психозом понимают происходящие с ними изменения, критически их оценивают, но ничего не могут с собой поделать и от этого тяжело страдают.

В свою очередь, маниакальная фаза проявляется повышенным настроением, ускорением мыслительных процессов, психомоторным возбуждением. Все окружающее кажется прекрасным и радостным, человек смеется, поет, много разговаривает, жестикулирует. Для этой фазы характерна расторможенность инстинктов, которая может вылиться в беспорядочные половые связи. Длительность и частота депрессивных и маниакальных состояний различны: от нескольких дней и недель до нескольких месяцев. Депрессивные фазы обычно более длительны, чем мании. Характерна сезонность рецидивов, чаще в осеннее и весеннее время.

В работах других ученых было выявлено более специфичные, чем современные клинические критерии, признаки маниакально-депрессивного психоза. В частности, одним из признаков предрасположенности к этому расстройству может быть избыточная активность мозжечковой миндалины.

Психологи выделяют тип личности, называемый иногда “перфекционист”, который стремится всегда только к лучшему результату везде и всегда. Такие дети в школе учатся только на “отлично”, участвуют во всех школьных мероприятиях, учителя их хвалят и ставят всем в пример. К тому же эти замечательные учащиеся успевают после уроков посещать бассейн, музыкальную школу и курсы французского языка.

Благостная картинка может измениться в один прекрасный момент, когда ребенок внезапно становится явно болен. У него может, например, по утрам, когда надо идти в школу, начинаться рвота. Однако чаще до таких крайностей дело не доходит, стресс от увеличения нагрузки и повышения ответственности перерастает в невроз, в старших классах может развиться депрессия, которую чаще всего не замечают ни родители, ни сам подросток. В результате как следствие в нагрузку к отличной успеваемости и примерному поведению такой выпускник получает маниакально-депрессивное расстройство.

Тем не менее, не все так мрачно. Осенью 2009 году ученые из США выяснили, что примерно в половине случаев биполярное расстройство

До 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий, которые, по большому счету, ничего не говорят школьнику.

Действительно, как отметил д-р МакКейб, несмотря на обнаруженную связь между успеваемостью и последующим развитием биполярного расстройства, большинство людей, получавших в школе отличные оценки, не испытывают в дальнейшем проблем с психическим здоровьем.

Хотя специалисты советуют для снижения риска развития биполярного расстройства соблюдать определенные правила психогигиены. Мозг ребенка очень восприимчив и остаточно гибок в процессе усвоения новой информации. Однако рано развившееся чувство ответственности может сделать из учащегося педанта. Получается, что при наличии отличной успеваемости возможности мозга школьника истощаются.

В книге американского автора Джона Гато “Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя” высказана мысль, что современная школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач, а в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Получается, что после окончания обучения подросток выходит из-под гнета, давившего на его психику все школьные годы, и становится самим собой.

Так что родителям отличников не следует волноваться и в обязательном порядке ожидать психологических проблем у родного чада. “Пятерки” и счастливое детство – не антиподы.

Кстати,

Установлено, что регулярные физические упражнения позволяют предотвращать приступы гнева и агрессии у детей. В одном из исследований Университета Джорджии (США) изучалось поведение 208 школьников в возрасте от 7 до 11 лет, преимущественно с лишним весом и придерживающиеся сидячего образа жизни. Для них была разработана программа физической нагрузки, которая проходила в течение 10-15 недель и включала упражнения по аэробике и гимнастике.

Психологические тесты определили, что уже во время занятий у детей значительно снижались признаки раздражительности, депрессии, тревоги и симптомы нервных расстройств.

По мнению автора исследования, доктора Кэтрин Дэвис, физкультура является эффективным методом не только борьбы с ожирением, но и с агрессивным поведением у детей и подростков. Общеизвестно, что физическая активность позволяет и взрослым управлять гневом. Неожиданные вспышки гнева и враждебности связаны с ранней детской преступностью и сердечно-сосудистой и метаболической дисфункцией у взрослых, повышающей риск инфаркта, инсульта и диабета. Врачи говорят, что физическая активность борется и с хроническими болезнями, и обладает положительным воздействием на психику ребёнка. Кроме того, медики выяснили, что упражнения совершенствуют познавательные способности у детей.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: