Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте


Описание

От 10% до 55% (по разным данным) подростков 14-17 лет страдают расстройствами поведения. При этом разделяются патологические и непатологические формы девиантного поведения.

При непатологических формах нарушение принятых норм поведения связано с незрелостью личности, недостаточностью ее нравственных установок, особенностями пубертатного возраста.

При патологических формах девиантное поведение связано с патологией формирования личности и относится к проявлениям пограничной психической патологии.

Согласно А.Г.Амбрумовой и Л.Я.Жезловой, выделяют антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное и аутоагрессивное поведение.

Симптомы

В детском возрасте нередко наблюдаются различные эмоциональные нарушения. К ним относятся, например, состояния капризности, недовольства, плача с агрессивными и аутоагрессивными действиями, гаперактивность, нарушения внимания.

В подростковом возрасте к девиантному поведению относится: нарушение режима и дисциплины в школе, срыв уроков, прогулы, неповиновение родителям и воспитателям, неуважение и грубость по отношению к старшим, неприемлемая обществом манера поведения, отказ от учебы и трудовой деятельности, преждевременное начало половой жизни, раннее употребление алкоголя, пристрастие к никотину, наркотикам.

Сюда же можно отнести противоправные и преступные действия несовершеннолетних, суицидальные попытки различные формы самоповреждения.

Когда обратиться к врачу

  • При длительных эмоциональных и поведенческих нарушениях у ребенка, не поддающегося воспитанию.
  • При противоправных, преступных действиях у подростка.
  • При агрессивном и аутоагрессивном поведении ребенка.
  • При суицидальном поведении ребенка.
Причины

Предрасполагающие факторы к развитию поведенческих и эмоциональных расстройств:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Плохое или неправильное обращение с детьми.
  • Неблагоприятные социальные условия.
  • Наличие психических расстройств, социопатий или алкоголизма у родителей.
  • Наличие минимальной дисфункции или органического поражения головного мозга.
Диагностика

Диагностика различных форм нарушения поведения осуществляется детским психологом, психиатром, психотерапевтом на основании клинической картины, беседы с пациентом, родителями, различных тестов.

Большинство детей с эмоциональными расстройствами «перерастают» их; сами по себе они не являются симптомами психических расстройств, а отражают определенные этапы развития. Только у меньшинства детей развиваются невротические нарушения в зрелости. Отдельные типы нарушений поведения также не являются основанием для постановки психиатрического диагноза. Их нужно оценивать в совокупности с другими признаками изменений психического состояния. В то же время родители не должны оставлять без внимания проявления эмоциональных и поведенческих нарушений, и если они носят длительный характер или ребенок не поддается воспитательным воздействиям, следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту.