Изолированное расстройство правописания у детей


Описание

Изолированное расстройство правописания (дисграфия) – расстройство письменной речи, которое характеризуется нарушением правописания с самого начала обучения письму. Это нарушение отличается от обычной безграмотности пропусками, искажениями и заменой букв, неправильным написанием окончаний слов и их повторами.

Как и при дислексии, неуспехи в школе приводят к снижению интереса к учебе, снижению самооценки, депрессии, нарушениям поведения.

Симптомы

Различают аграфию – полную неспособность освоить процесс письма, и дисграфию, при котором письмо возможно, хотя и полно ошибок. Кроме того, и степень дисграфии может быть разной.
Проявления дисграфии:
– пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
– замена и смешение букв, близких по звучанию;
– смешение букв, сходных по начертанию;
– нарушения структуры предложений.

Когда обратиться к врачу

  • При замене букв, слогов, слов при письме.
  • При нарушении структуры предложения в письменной речи.
Специалисты: логопед, психолог
Причины

Дисграфия может быть врожденной и приобретенной.
Причины дисграфии:
Органические: недоразвитие или органическое поражение головного мозга.
Социально-психологические: педагогическая запущенность.

Факторы риска развития дисграфии:
Наследственная предрасположенность.
Завышенные требования к ребенку в отношении грамотности.
Ранний возраст начала обучения грамоте (индивидуально)
Ускоренные методы и темпы обучения (индивидуально).
Психологическая дезадаптация.

Диагностика

Диагностирует дисграфию детский психолог и логопед. Для этого они проводят различные речевые и письменные тесты.
Основным методом коррекции являются логопедические занятия, направленные на развитие способностей конструирования фраз, связных высказываний, сверку выполняемого задания с образцами правильного написания. При возникновении вторичных невротических наслоений применяют успокаивающие и улучшающие настроение препараты, ноотропы, витамины.