Отпуск с риском для жизни

Российские туристы все чаще становятся жертвами несчастных случаев за границей. И далеко не всегда даже наличие медицинского страхового полиса (без которого, к слову сказать, попросту не пускают в большинство цивилизованных стран) может спасти человека и его близких от необходимости в буквальном смысли отдавать последние деньги ради получения минимальной медицинской помощи

Совсем свежий случай, привлекший к себе внимание общественности, произошел буквально на днях с 60-летним россиянином Алексеем Калабиным в Индонезии. Получивший укус ядовитой змеи и находящийся буквально на грани жизни и смерти мужчина несколько дней не получал практически никакого лечения – несмотря на то, что его своевременно доставили в столичный госпиталь на Бали.

История стала известна, как ни странно, благодаря не реакции нашего консульства или освещению в СМИ, а после того, как дочь пострадавшего Анна Калабина разместила в своем дневнике в “живом журнале” призыв о помощи. По словам автора блога, сотрудники госпиталя отказывались продолжать лечение россиянина, поскольку не были уверены, что их услуги будут оплачены. При этом, по местным законам, врачи не могли принять оплату наличными у родственников пациента. Причем последний находился в крайне тяжелом состоянии: у него отмечалось тяжелое нарушение свертываемости крови, требовавшей постоянных переливаний.

Особую щекотливость ситуации придавал тот факт, что перед поездкой в Индонезию Алексей Калабин оформил в компании “Ингосстрах” страховой полис, предусматривающий полное покрытие расходов на оказание медицинской помощи. Но, несмотря на наличие полиса, руководство больницы требовало предоставить гарантийное письмо от компании-страховщика, подтверждающее ее финансовую ответственность за лечение. Семье же пострадавшего, как пишет его дочь, не удавалось получить в “Ингосстрахе” этот документ в течение двух суток.

Спустя сутки после происшествия индонезийские врачи самостоятельно выяснили, что страховой компании требуется отчет о состоянии больного, и выразили готовность переслать его “Ингосстраху”. В ответ на соответствующее предложение, переданное родственниками пациента, представители компании пообещали связаться с индонезийским госпиталем, однако, по словам индонезийских врачей, на связь с ними так никто и не вышел.

Среди наиболее “неблагоприятных” для пребывания туристов стран на протяжении нескольких лет уверенно лидирует Египет: в частности, именно там из года в год происходит наибольшее количество несчастных случаев с россиянами. По мнению специалистов Российского союза туриндустрии, с небольшими изменениями “черный” рейтинг таких стран сохраняется неизменным.
На втором месте по числу погибших и пострадавших обычно находится Украина (что объяснимо, учитывая популярность Крыма как места отдыха). В список стран по числу происшествий с россиянами (включая летальные случаи) за последние 3,5 года также вошли Таиланд, Индия, Китай, Польша, Болгария, Израиль, Вьетнам, Италия и Монголия.

По словам Анны Калабиной, родные пациента готовы были перевести его в частную клинику и оплачивать лечение самостоятельно, однако ситуация осложнялась тем, что больной мог не пережить переезда.

Ситуация грозила перерасти в полномасштабный скандал с участием одного из крупных российских страховщиков. Неизвестно, как бы закончилось дело в итоге, но в данной конкретной ситуации представители “Ингосстраха” не замедлили распространить официальный пресс-релиз, в котором заявили о решении всех вопросов с оплатой лечения больного. (Впрочем, только в рамках покрытия медицинских расходов – то есть не более 15 000 долларов США).

Как отмечается в пресс-релизе, изначально сложности возникли из-за того, что клиника, в которую поступил А. Калабин, не имеет договорных отношений с сервисным центром “Ингосстраха” в Индонезии, а тяжелое состояние пострадавшего не позволило осуществить транспортировку в другое лечебное учреждение. В итоге для оказания медицинской помощи пришлось привлекать тайский сервисный центр AAP Asia Assistance Partners. Как говорится в пресс-релизе, в настоящий момент пострадавший получает необходимое лечение и находится в реанимации

Возможно, этот поистине вопиющий случай так и остался бы единичным эпизодом “из жизни российских отдыхающих”, если бы не одно “но”.

Не проходит практически ни одной недели, во время которой из той или иной страны не приходили бы сообщения о несчастных случаях с нашими согражданами. Наряду с тем, что каждый из этих эпизодов сам по себе уже является трагедией для близких пострадавших, с удручающим постоянством приходится слышать и о том, что человек мог бы не пострадать слишком сильно или вообще остаться жив, если бы своевременно были решены вопросы с оплатой медицинской помощи.

Как правило, в абсолютном большинстве случаев под этим подразумевается наличие у человека “легитимного” страхового полиса с достаточной суммой покрытия соответствующих расходов.

Причем выясняется, что именно в этой области многих россиян, выезжающих на отдых за рубеж, ожидает немало неприятных сюрпризов…

 

Где опасней отдыхать?

Согласно данным Российского оюза туриндустрии, наиболее частые происшествия с туристами за границей – дорожно-транспортные, затем идут дайвинг, горнолыжный и горный туризм, а также преступные посягательства. (Из последних можно вспомнить нашумевшую случай надругательства над 9-летней российской девочкой на курорте Гоа в Индии, который только по случайности не закончился трагически…).

Всего же в минувшем году по линии страховых компаний было официально зафиксировано 206 различных серьезных происшествий, в результате которых погибло 107 и пострадало 382 россиянина.

Ситуация выглядит настолько серьезной, что в нее вмешались даже парламентарии: в прошлом году Госдума обратилась к правительству РФ с просьбой внести изменения в межправительственные соглашения, заключенные с другими странами в сфере туризма, для повышения уровня защиты жизни и здоровья россиян, выезжающих на отдых за рубеж.

 

Что нужно знать о медицинской страховке?

Стандартный медицинский страховой полис, который желательно (а при въезде в большинство стран – и строго обязательно!) иметь при себе туристу, как правило, распространяется на все случаи внезапного заболевания туриста во время поездки. Однако нужно понимать, что подразумевается именно экстренная медицинская помощь, жизнеспасающее лечение и возвращение на родину в случае, если пострадавший не может передвигаться самостоятельно либо рейс был пропущен по состоянию здоровья.

Но и тут есть нюансы. Как видно из примера, который мы привели в начале нашего материала, при всех прочих равных условиях некоторые страны оказываются “ровнее”. Иными словами, в большинстве европейских стран наличие страхового полиса действительно дает возможность при необходимости получить полноценное лечение (там, правда, и полис стоит несколько дороже). А вот в других – никаких гарантий, что, скажем, сломав руку или попав в аварию, пострадавшему не придется выкладывать всю наличность в обмен на укол или перевязку. В качестве примера можно вспомнить относительно недавний случай в Турции, когда неподалеку от Антальи разбился туристический автобус: чудом выжившие израненные люди не могли добиться от местных врачей даже того, чтобы те бесплатно извлекли у них из тел осколки стекол…

Конечно, с формальной точки зрения такие “детали” прописываются в договоре страхования. Туристов честно предупреждают, что при наступлении страхового случая на первом этапе платить им придется из своего кармана, а страховая компания возместит расходы по приезде домой. Поэтому всегда стоит внимательно не только читать договор, но и учитывать, насколько вы готовы оказаться в подобной ситуации с финансовой точки зрения.

Также стоит иметь в виду, что стандартная “страховка путешественника” не включает в себя хронические заболевания. Так, в любом страховом полисе написано, что бесплатному лечению не подлежат хронические заболевания и плановое обращение к врачу. Туристу могут сделать обезболивающий укол при разболевшемся зубе или нормализовать работу “зашалившего” сердца. Но менять все пломбы во рту, лечить перегруженную алкоголем печень или делать пластические операции бесплатно никто не будет.

Отдельный вопрос связан со страхованием беременных туристок. Многие страховые компании не берут на себя ответственность и не дают страховок женщинам со сроком беременности свыше 12 недель, так как риск осложнения, связанного с перелетом и переменой климата, слишком велик. Так что в этом случае, если, не дай Бог, что-то случится, все немаленькие медицинские расходы придется брать на себя…

Наконец, типовая страховка, как правило, не покрывает “умышленные” занятия экстремальным спортом вроде того же дайвинга, парашютизма или автогонок. Тут потребуется специальная т.н. спортивная страховка, которая, кстати, не распространяется на бытовые травмы и заболевания. Причем стоит особо уточнить, не подпадают ли под это определение столь популярные в той же Турции или Египте джип-сафари со всякими рафтингами или катаниями на водных мотоциклах: не исключено, что, получив травму в подобной ситуации, вы в итоге выясните, что страховая компания вам ничего не должна.

Тем более, не стоит рассчитывать на страховое возмещение в том случае, если травма была получена в состоянии алкогольного опьянения или в результате противоправных действий пострадавшего. Поэтому любителям крепко выпить и “серьезно поговорить” с кем-нибудь, скажем, в ресторане следует трижды подумать, смогут ли они потом оплатить свое лечение…

И все же, решая вопрос о приобретении страхового полиса, экономить на этом не стоит. Даже в тех случаях, когда въезд в страну формально страховки не требует. Учитывая, что стоимость полиса относительно невелика (от 1 до 2 долларов в день, в зависимости от конкретного государства), выгода от его приобретения может оказаться гораздо выше, чем несколько сот сэкономленных рублей.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: