Я и моя виртуальная тень: как современные технологии изменили человека?

Лет 15 назад Интернет был в диковинку. А сегодня киберпространство определяет нашу жизнь и образ мышления. О людях нового поколения рассказывает Александр Войскунский, специалист по влиянию Интернета на психику человека.

1

Екатерина Олейникова / «Здоровье инфо»

В чем выражается интернет-зависимость?

Надо сказать, что в медицинских и психологических документах подобная зависимость еще не зафиксирована. Но описаний поведенческих характеристик интернет-зависимых людей уже уйма. Зависимый от Интернета человек проводит большую часть дня в Сети, недосыпает, плохо питается, отменяет важные встречи, забывает сходить в душ и почистить зубы. Самые яркие признаки интернет-зависимости – чувство вины, которое человек испытывает, обманывая, опаздывая, забывая, и эйфория при возвращении в Интернет. Точно так же чувствует себя любитель казино, сбегая от жизни к игорному столу.

Для разговора о последствиях такой зависимость прошло слишком мало времени. Ни один человек не прожил от юности в Интернете до глубокой старости. Предлагаю вернуться к этому вопросу лет через 35.

Эффективно ли образование в Интернете?

Это зависит от того, насколько сам человек готов учиться. Для масштабного образования в Интернете надо создавать другие учебники, мультимедийные хрестоматии, делать сеть ссылок от одного вида информации к другой.

Новая методика ставит новые задачи. Большой текст на экране читается по диагонали,  а значит, и учебник для Интернета надо составлять по-другому, писать короткие главки, с понятными заголовками, выводами.

Кстати, именно Интернет дает прекрасную возможность выполнить одну из основных задач традиционного образования – развитие критического мышления, которая базируется на умении защищать одну точку зрения и тут же – противоположную.

Интернет – это море информации в том числе и для тех, кто хочет знать больше, учить языки, следить за развитием науки. К примеру, лучший технический университет мира, Массачусетский технологический институт, выкладывает онлайн-лекции. Разве такое было возможно еще каких-то двадцать лет назад?

Как вы относитесь к онлайн играм?

Как к данности. Пытаться их отменить – все равно, что вводить в стране сухой закон. Сделаешь только хуже. Впрочем, противнии онлайн-игр тоже не всегда бывают правы. Многие компьютерные игры развивают полезные навыки и умения: ребенок быстрее распознает образы, учится мгновенно принимать решение, работать в команде, принимать на себя лидирующую роль. 

Игры

Как электронные энциклопедии и поисковики изменили психологию современного человека?

Энциклопедии и поисковики дарят уверенность, что ты нигде не окажешься без информационной помощи. В любую секунду можно обратиться с вопросом к Яндексу и получить ответ. Впрочем, современные поисковики далеки от идеала. Человеку тоже не хватает критического мышления, чтобы усомниться в прочитанном в Интернете и сверить эту информацию с другими источниками.

Нормальна ли ситуация, когда человек постоянно ставит себе напоминания на телефон, не надеясь на собственную память.

Что тут скажешь? У богатой знати всегда были секретари-референты, напоминавшие, когда и что нужно сделать. Мы же, люди попроще и победнее, тащим в своем сознании и хозяина, и слугу. Пользуясь такими напоминаниями, вы сохраняете ресурсы памяти для концептуальных знаний и обдумывания всего, что для вас важно.

Правда ли, что психические болезни и отклонения стали распространяться гораздо быстрее с появлением Интернета?

Таких данных нет. Зато есть другая опасность: информация об отклонениях слишком быстро распространяется по Сети. Например, есть закрытые группы, в которых общаются люди, готовые расстаться с жизнью. И бывает, что желающие совершить суицид сговариваются по Интернету, чтобы вдвоем-втроем в одно и то же время в разных местах покончить собой. Насколько мне известно, в Израиле есть волонтерская служба, члены которой находят таких людей, пытаются достучаться, переубедить и спасти жизнь.

1

Деградирует ли человек с развитием современных технологий?

Наоборот, технологии способствуют развитию если не мозга напрямую, то точно – психических функций. Сегодня мы достигаем большего в короткие сроки. Для старшего поколения недоступны технологии, которыми пользуется молодежь: кредитные карты, системы интернет-контроля за детьми. Это говорит как раз о развитии человека, а не о его деградации.

Может ли общение в Интернете заменить живое общение?

Может. Но зачем? Обратите внимание, сколько издается пособий по совершенствованию так называемого живого общения. В социальной сети у человека другая задача: здесь важно не общение, а умение сделать самопрезентацию. Это другой способ взаимодействовать с интересными людьми. До живого общения с ними может дело не дойти. Но если вы стремитесь понимать своего партнера без слов, тогда вам точно не в Интернет. Отсутствие социальной перцепции в Интернете – вот с чем, на мой взгляд, связано такое количество неудач в знакомствах и общении через Интернет. Так что надеюсь, что чья-то мечта о замене живого общения на виртуальное не сбудется никогда.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: