Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  О проекте закона об основ...  >>  О проекте закона об основах социального обслуживания населения
 
Обратная связь
 

О проекте закона об основах социального обслуживания населения

Размер шрифта
Дарья Муратова – к.ю.н., эксперт компании «КонсультантПлюс»
29 мая 2012 07:00
  • google_analytics: false
  • Нравится

В начале июня заканчивается прием замечаний по размещенному для общественного обсуждения проекту Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Проект нового закона (далее – Проект) разработан Минздравсоцразвития России и призван заменить два ныне действующих закона:

  • Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Закон об обслуживании инвалидов);
  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 195-ФЗ).

Рассмотрим основные изменения, которые предполагается осуществить.

Основания предоставления социального обслуживания

Социальная помощь предоставляется прежде всего тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Проект уточняет это понятие. Так, согласно Проекту трудной жизненной ситуацией считается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения. Это понятие можно будет применять и к семье в целом (ст. 3 Проекта).

Проект содержит ряд оснований признания гражданина нуждающимся в помощи, которые отсутствуют в действующем законодательстве. Среди них можно отметить (ст. 18 Проекта):

  • семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты в семье, жестокое обращение, асоциальное поведение детей и (или) родителей, отсутствие одного или обоих родителей). Например, в Законе № 195-ФЗ лишь указывается на конфликты и жестокое обращение в семье как признаки трудной жизненной ситуации, более подробное регулирование отсутствует;
  • наличие ВИЧ-инфицированных, алкогольно- и наркозависимых членов семьи. Такого основания оказания социальной помощи в Законе № 195-ФЗ нет.

Перечисленные в ст. 18 Проекта основания носят исчерпывающий характер. Кроме того, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании его жизненные обстоятельства должны быть оценены с точки зрения индивидуального подхода. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные условия, определяющие «индивидуальную нуждаемость».

Отметим, что Проектом уточняются случаи, в которых социальное обслуживание может предоставляться независимо от согласия получателя социальных услуг. Это касается, в частности, случаев, когда получатель услуг недееспособен или неспособен к самообслуживанию, причем он лишен заботы со стороны представителей или родственников (п. 3 ст. 21 Проекта). Стационарное социальное обслуживание таким лицам предоставляется на основании решения суда. В Законе № 195-ФЗ такой нормы нет, а Закон об обслуживании инвалидов содержит аналогичные положения, касающиеся только лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в помощи (ст. ст. 9, 15 Закона об обслуживании инвалидов).

Предоставление социальных услуг за плату и бесплатно

В случае принятия Проекта на федеральном уровне будут закреплены универсальные основания предоставления социальных услуг на безвозмездной основе. В этом отношении Проект почти полностью повторяет положения Закона № 195-ФЗ, дополняя уже существующий перечень имеющих право на бесплатное социальное обслуживание лиц следующими категориями граждан:

  • дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • пенсионеры, достигшие 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.

Согласно Проекту на условиях полной или частичной оплаты социальные услуги будут предоставляться:

  • тем, чей среднедушевой доход превышает региональную предельную величину;
  • тем, кто не способен к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, но при этом имеет родственников, способных позаботиться о них.

Также Проект устанавливает предельный размер частичной оплаты социальных услуг для различных категорий граждан (п. п. 3-4 ст. 37 Проекта) в зависимости от вида социального обслуживания:

  • стационарное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов (кроме детей-инвалидов) – не более 75% пенсии получателя;
  • полустационарное и (или) надомное обслуживание – не более 25% разницы между среднедушевым доходом получателя и региональной предельной величиной среднедушевого дохода.

Порядок вступления Проекта в силу в случае принятия

Большинство положений Проекта (за небольшими исключениями) должны будут вступить в силу со дня официального опубликования. Иные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями Проекта в шестимесячный срок. Предполагается также, что с 1 января 2013 г. утратят силу Закон об обслуживании инвалидов и Закон № 195-ФЗ, а также ряд положений других законов, нормы которых взаимосвязаны с указанными.

Документ:

Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (текст Проекта размещен на сайте Минздравсоцразвития России http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1625)

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме

Слайдшоу

Что делать, чтобы новогодние желания сбылись    
Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.