Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  Игра – не роскошь, а жизн...  >>  Игра – не роскошь, а жизненная необходимость
 
Обратная связь
 

Игра – не роскошь, а жизненная необходимость

Размер шрифта
01 апреля 2011 00:01
  • google_analytics: false
  • Нравится

Ваш ребенок сидит перед телевизором? Или у него весь день расписан по минутам? Вы будете удивлены, но в будущем это может привести к одним и тем же последствиям: инфантильность, рассеянность, отказ от ответственности, проблемы с коммуникацией. Как же так? Оказывается, игра – умение не врожденное, и над ним надо работать.

дети слишком часто смотрят телевизор

Автор: Алексей Петраш

Главный враг ребенка – телевизор

Ни один ребенок не останется равнодушен к телевизору, и для вечно занятой мамы это, конечно, большое облегчение: посадил малыша на ковер перед голубым экраном, и можно заниматься своими делами. Самое страшное, что так поступают почти все. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть проводят у экрана по четыре часа в день.

Такой бесконтрольный многочасовой просмотр довольно опасен. Помимо нарушений осанки и зрения у детей, которые не играют самостоятельно и постоянно сидят за телевизором, формируется потребность в постоянном притоке новых сенсорных ощущений. У них плохо развита способность фантазировать, не работает образное мышление, снижена творческая активность. Дальше начинаются большие проблемы с концентрацией внимания: дети постоянно стремятся «переключиться» на что-то новое, словно щелкают пультом управления.

На втором месте по опасности компьютер

По данным исследований Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, в компьютерные игры дети могут играть, начиная лишь с пятилетнего возраста. При этом без вреда для здоровья ребенок может посвящать себя компьютеру не больше 15 минут два раза в неделю. То есть всего полчаса. При этом даже речи быть не может об уничтожении монстров и массовых убийствах инопланетян.

Специалисты Центра сформулировали требования к развивающим компьютерным играм для дошкольников.

Во-первых, компьютерная игра должна быть связана с предметной деятельностью. Ребенку нужно дать возможность продолжать игру в реальном мире, в игре развивая для себя ту или иную ситуацию.

Во-вторых, темп игры должен быть относительно спокойным – никаких сумасшедших «схватить-убить-взорвать».

В-третьих, необходима оценка действия, так называемый фиксатор: успешно или неуспешно выполнено задание. Этот фиксатор должен быть нейтральным, к примеру, солнышко, с улыбкой или хмурое.

И в-четвертых, компьютерная игра должна решать дидактическую задачу, которую нельзя решить другими способами. Например, развивать пространственное мышление. Действительно, зачем складывать палочки на экране, если можно это сделать в реальности?

Кстати, у психологов есть свои требования к обычным игрушкам. Прежде всего, они не должны быть интерактивными – говорящими, пищащими, святящимися. По сути, эти игрушки рассчитаны на взрослых, а малышу такие игрушки просто вредны: они мешают проявить ему творческую активность. Ребенок не знает, что делать с машинкой, которая играет быструю громкую мелодию, сама по себе крутится на месте, и в какой-то момент переворачивается. Малыш не сможет наделить ролью машинку, поручить ей перевезти груз из одного места в другое или спасти из горящего леса диких зверей: она все уже делает сама, у нее есть собственный алгоритм действия, и в качестве игрушки она никуда не годится.

дети играют на улице

Третий враг детской игры – взрослые

Раньше дети учились игре у старших товарищей, и всевозможные горелки, салочки, считалочки, бабки, лапта передавались из поколения в поколение. Теперь эта связь разорвана: нет общих мест для игр, нет безопасного пространства для игры, ведь ни один взрослый в здравом уме сегодня не отпустит ребенка одного во двор. Поэтому он встречается со своими ровесниками только в детском саду.

Кроме сверстников в детском саду ребенка встретит воспитатель, вооруженный по последнему слову техники: дидактическими занятиями в форме игры, разного рода развивающими занятия с игровыми элементами и прочими продуктами игротехнологий.

«Все это не имеет отношения к настоящей игре, – поясняет профессор Елена Смирнова, руководитель центра игры и игрушки МГППУ. – Более того, подобные занятия не слишком эффективны. Ребенок и не играет, и не учится толком».

Подлинная игра должна быть свободна и самоценна, замечает Смирнова. В игре главное – отношения между людьми, а не дидактическая цель. Свободная игра, без подсказки и руководства взрослого, способствует развитию творческих способностей, воображения, образного мышления, внутреннего плана действий, свободы воли и действия.

За один час комната в воображении ребенка может сменить множество обличий: от рубки космического корабля до пещеры с сокровищами. Но все дело в том, что игра только на первый взгляд – это необязательная и ни к чему не обязывающая деятельность. В реальности каждая игра имеет жесткий набор правил. Роль, которую берет себе ребенок, имеет четкие границы. И чем выше эмоциональная включенность в игру, тем самозабвенней ребенок в нее погружается, не смея преступить незримые границы своей роли. Именно так, исподволь, воспитывается выдержка, чувство ответственности и долга.

Способность самому начинать и заканчивать игру тоже имеет непосредственное отношение к развитию воли и ощущению «Я» малыша. Им никто не руководит, не указывает, что делать и какую учебную задачу решать – он все решает сам. И без преувеличения можно сказать, что именно в процессе настоящей спонтанной игры ребенка закладывается основа его внутреннего мира.

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Комментарии

1 - zzzzzz

01 июля 2015 в 00:14

Комментарий удален за нарушение Правил общения

Статьи

       
Как занять ребенка в каникулы   Как приучать ребенка к горшку   Физкультура для грудничка   Если ребенок не выходит из дома  
17 июня 2013Мужской гормон страсти повышается, когда он выигрывает в игру! 24 мая 2013Ученые сошли сума! Они доказали, что компьютерные игры стимулируют чтение!
 
09 мая 2013Как воспитывать ребенка: палка или пряник? Ученые докопались до истины 18 апреля 2013Не запрещайте ребенку играть в видеоигры, они лечат смертельные болезни
 

Слайдшоу

Супереда для вашей кожи    
             
Александр Розенбаум        
Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.