Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  Кто виноват?..  >>  Кто виноват?..
 
Обратная связь
 

Кто виноват?..

Размер шрифта
28 сентября 2010 00:00
  • google_analytics: false
  • Нравится

Человеку свойственно ошибаться. А если этот человек – врач? Ему свойственно? А вообще, ему – можно? Тема болезней, лечения, преодоления тяжких недугов, их последствий, борьбы за жизнь – сама по себе крайне тяжелая. И самая трагичная ее сторона – врачебная ошибка.

Ошибиться может любой, даже очень хороший профессионал. Но очень не во многих профессиях ошибки обходятся так дорого. Пожалуй, только у педагогов и врачей, потому что в руках тех и других – жизнь человеческая. И во втором случае – в самом буквальном и моментальном –смысле этого слова – ответ на вопрос «быть иль не быть».

Не исключено…

Врачебные ошибки случаются, и довольно, увы, нередко. Бывает, правда, что они обходятся без последствий. А если не обходятся? Можно идти в суд, доказывать некомпетентность или недобросовестность врача. И доказать, и получить компенсацию. И кому ее отдать в обмен на утраченное здоровье, а то и жизнь?

Исключить врачебные ошибки, увы, не получится. Сократить их количество хотят все. Хорошая, наверное, мера – введение обязательного страхования ответственности врачей. Тогда ответственность за врачей возьмет на себя страховая компания, которая выплатит сумму «врачебной ошибки». Таким образом, эта компания будет заинтересована в повышении квалификации врача и в контроле за соблюдением его компетентности. Со временем эта мера даст результаты, но пока… речь-то опять идет о компенсации. И абсолютно все – за увеличение зарплат врачам, повышение уровня обучения, за развитие диагностики и инновационные разработки в области медицины, за повышение уровня оснащения больниц (ведь легче точно поставить диагноз «инфаркт миокарда», если есть электрокардиограф, правда?) – кто бы спорил? А если еще учитывать, что заболевания могут принимать самые разные формы (вон один грипп, например, чего стоит, с его птичьей, свиной и прочими модификациями), то исключить врачебные ошибки хотя бы даже на стадии постановки диагноза, представляется задачей крайне сложной.

Почему это случается

Причин врачебных ошибок сами специалисты называют много. Самая частая из них – неправильная постановка диагноза. Ко второй группе относят ошибки в лечебной тактике. Они тесно связаны с ошибками первой группы. Неправильный диагноз влечет за собой неправильное лечение. Третья группа – организационные ошибки, но это уже – уровень государственный, связанный с организацией лечебного дела в принципе. Четвертая группа – ошибки деонтологические, то есть ошибки в поведении врача. И это, заметим, только те факторы, которые можно отнести к объективным причинам.

Что можно сделать?

А от самого-то рядового гражданина-пациента что-нибудь зависит? Ну, как можно хотя бы попытаться защититься от врачебной ошибки? Внимательно: не от врача, а от ошибки! Давайте для начала договоримся:

1. Врач не может поставить диагноз, только руководствуясь выслушанными жалобами. На первом приеме доктор определяет для себя круг заболеваний, которые могли стать причиной недомогания. Без анализов и дополнительных консультаций это бывает чревато ошибками – попросите направление на анализы.

2. Не бойтесь вести диалог с врачом, но и постарайтесь не учить его лечить. Задавайте вопросы и внимательно слушайте ответы. Если назначения действительно необходимы, врач без труда объяснит вам, зачем они нужны и как повлияют на ваше состояние. Доктор обязан ответить на все интересующие пациента вопросы относительно его здоровья.

3. Не стоит сразу подозревать доктора в каких-то корыстных целях – помните: врач может порекомендовать лабораторию для сдачи анализов, но не может требовать анализа из конкретной лаборатории, он обязан принять результаты всех анализов из любой сертифицированной лаборатории.

4. Консультации специалистов из других областей медицины также помогают поставить точный диагноз. Часто симптомы и течение болезней очень похожи друг на друга, и врачу необходимо для начала исключить другие возможные диагнозы. Сотрудничество врача со специалистами других профилей демонстрирует его стремление увидеть целостную картину заболевания, а не стремление «содрать денег побольше».

5. К приему у врача нужно подготовиться. Чем четче будет сформулирована проблема, тем лучше. А кроме того, пациент еще должен быть готов дать как можно более полную информацию о себе. Совсем невредно знать о хронических болезнях своих ближайших кровных родственников (хорошему врачу крайне важно знать наследственную предрасположенность пациента к тем или иным заболеваниям, вплоть до причин смерти).

А они в это время…

А ОНИ в это время – в абсолютном своем большинстве работают, учатся, повышают и подтверждают свою квалификацию (кстати, в обязательном порядке регулярно), изучают новейшие разработки, пытаются справляться с проблемами социального плана и ревностно избегать ошибок этического толка.

И еще, невзирая даже на риск потерять авторитет, делают последовательный и открытый разбор своих же врачебных ошибок, подвергая их тщательному анализу вместе с коллегами, а часто – и с учениками. В хорошей клинике даже самый малый промах врача, (возможно, даже не повлекший за собой последствий для больного), разбирается. А серьезные ошибки обсуждаются на больничной конференции с непременным участием студентов. Не имеет значения, кто их допустил – профессор, заведующий отделением или дежурный врач. Ведь самое страшное, что может произойти, – если врач скрыл свою ошибку (а в медицине это несложно), а через какое-то время его коллега повторит ту же ошибку.

Для сведения к минимуму врачебных ошибок, говорят они, не достаточно одной новейшей техники. Нужна совокупность нескольких составляющих: это хорошее обучение врача, материально-техническая база, духовное воспитание врача и населения тоже. Добавим от себя – и желание этого самого населения сотрудничать с врачом.

Как известно, «лучше всех играет в футбол человек, сидящий на заборе». То есть мы все обычно лучше всех знаем, чем болеем и чем лечиться. И готовы часами рассуждать о том, что бесплатное медицинское обслуживание – некачественное, а платное – ой-ёй-ёй как дорого стоит. Это, к сожалению, часто оказывается правдой. Но не сами ли мы, порой, доводим ситуацию до того, что «неотложка» становится единственной зыбкой надеждой на спасение, и готовы уже отдать за это спасение все, что угодно. И хотим, чтобы произошло гарантированное чудо…

 

 

 

 

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Комментарии

1 - zzzzzz

01 июля 2015 в 00:39

Комментарий удален за нарушение Правил общения

Слайдшоу

Фотогалерея программы «Жить здорово»    
Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.