Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  В учебе помогут бактерии  >>  В учебе помогут бактерии
 
Обратная связь
 

В учебе помогут бактерии

Размер шрифта
25 июня 2010 03:32
  • google_analytics: false
  • Нравится

Любопытное исследование было проведено биологами из Женского колледжа Рассела Сайджа (Russell Sage College for Women), Нью-Йорк, США. Исследовав воздействие на мышиный мозг бактерий под названием Mycobacterium vaccae, они сделали вывод о том, что они улучшают мозговую деятельность мышей, помогая, им, в частности, быстрее найти выход из сложного лабиринта.

Mycobacterium vaccae – это особый вид непатогенных бактерий, «местом жительства» которых является почва. Причем род бактерий Mycobacterium сам по себе включает в себя очень большое число самых разных микробов, в том числе и очень опасных для человека и животных, а именно, M. tuberculosis (туберкулез) и M. leprae (проказа).

M. Vaccae были до последнего времени изучены недостаточно хорошо и ученые решили восполнить этот пробел. Эксперимент был инициирован нейробиологом Кристофером Лоури (Christopher Lowry) и начался в 2007 году. Исследователи вводили в организм мышей так называемые «убитые» (то есть неактивные) бактерии M. Vaccae и наблюдали за последствиями их воздействия на организм мышей, и особенно на их мозг. Таким образом удалось выяснить, что этот тип бактерий способен стимулировать определенные группы

Серотонин – это нейромедиатор, являющийся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга. Восприимчивые к серотонину нейроны расположены практически по всему мозгу, но больше всего их в так называемых «ядрах шва» – участках ствола мозга. Именно там и происходит синтез серотонина в головном мозге.
нейронов в мозге грызунов, вследствие чего в нем повышалось содержание серотонина – нейромедиатора, отвечающего за мыслительную и двигательную активность, а также за психологическое состояние человека и его настроение.

 

Грызунов, получивших дозу «убитых» бактерий, испытали в тесте принудительного плавания (тесте Порсолта). Они помещались в банки с водой, а ученые фиксировали то время, которое мыши, активно двигаясь, боролись за жизнь и то, которое, они, смирившись с возможной гибелью, проводили в неподвижности. Группа мышей, которым была введена M. Vaccae, показала лучшие результаты в сравнении с контрольной группой – их двигательная активность была выше и общее состояние после «сеанса плавания» лучше.

Следующий этап испытаний должен был выявить влияние M. Vaccae на обучаемость мышей. На этот раз 10 мышкам давали корм, содержащий живые бактерии, а 10 – кормили обычной пищей. Мыслительные способности мышей оценивались по тому, насколько быстро они преодолевают лабиринт. Всего было организовано три «забега».

Причем в первом из них группа мышей, прикормленная «бактериальным» кормом, показывала результаты в два раза превосходящие результаты второй группы. Перед вторым и третьим прохождением лабиринта мыши уже не получали M. Vaccae. Результаты первой группы во втором эксперименте были хоть и лучше, чем у обычных мышей, но уже значительно ниже, чем были у них же в первый раз, в третьем же прохождении лабиринта – через 20 дней после второго – обе группы практически сравнялись в своих показателях. Это все позволило ученым сделать вывод о том, что сообразительность животных в первом прохождении испытаний была связана именно с воздействием бактерий и повышением уровня серотонина.

Автор исследований, коллега доктора Лоури, доктор Дороти Мэтьюс, докладывая об этом эксперименте на ежегодном совещании Американского сообщества микробиологов, проходившем в мае этого года в Сан-Диего, подчеркнула: «Результаты опыта позволяют предположить, что занятия на свежем воздухе, где человек контактирует с M. vaccae, должны быть весьма полезны для школьников».

Загадки человеческого мозга

Действительно, если способности к обучению у детей можно повысить таким простым способом как ежедневное пребывание на свежем воздухе, то можно представить – сколько еще таких же интересных фактов остается пока неизвестными науке. Почему один школьник запоминает текст с легкостью, и в течение всех школьных лет обучается без видимых усилий, а другому для достижения результата нужно часами просиживать над учебниками? Почему одни люди с удовольствием учатся на протяжении всей своей жизни, добиваясь карьерных высот, делая открытия в науке и достигая высокого развития интеллекта, а другие так и пишут всю жизнь с грамматическими ошибками?

Ответы на эти вопросы уже долгие годы пытаются найти ученые всех стран мира. И для этого они изучают головной мозг, что само по себе является очень сложной задачей, ведь прямого доступа к мозгу нет (он надежно защищен черепом). Кроме того, нейроны мозга не имеют способности регенерироваться, поэтому любой вмешательство может привести к необратимому повреждению.

Но не изучать головной мозг нельзя, ведь именно этот орган не только регулирует все жизненные функции человеческого организма, но и контролирует поведение человека. С работой мозга связаны все человеческие чувства, ощущения, желания, движения, от его работы зависит возможность человека обучаться, разговаривать, мыслить. Именно поэтому многие христианские теософы полагали, что человеческая душа «хранится» именно где-то рядом с мозгом, а вовсе не в груди. И ведь действительно, можно говорить, что именно мозг делает человека человеком – прекращение его функций влечет переход человека в вегетативное состояние, с утрачиванием способности к каким либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

Впрочем, изучение этого сложного органа было начато еще в древнейшие времена – это доказано археологическими находками, которые показывают, что уже тогда человек производил трепанацию черепа, чтобы получить доступ к мозгу. В настоящее время единственной возможной формой исследования мозга человека является наблюдение за его участками, поврежденными в результате какой-либо травмы. Наблюдая поведенческие или физиологические последствия повреждения определенной мозговой структуры, ученые получают представление о ее функции. Другим важным методом исследований стали опыты на лабораторных животных, в результате которых возможно сделать только лишь предположительные выводы. И, наконец, существует также метод наблюдения за мыслительной активностью групп людей в каких-либо специальных условиях обучения, на основании чего делаются выводы о благоприятных и неблагоприятных их влияниях на процесс запоминания, способность анализировать и т.д.

Исследования продолжаются…

Что же касается способности к обучению, это представляет собой огромное направление всех исследований, посвященных головному мозгу человека. За последние десятилетия ученые выдвинули множество гипотез, касающихся факторов, влияющих на мозговую мыслительную активность, память и остроту восприятия информации – от продуктов питания до воздействия внешней среды.

Например, в 2005 году было доказано, что мыслительные способности снижаются из-за нарушения процессов образования новых нейронов, которые страдают, например, при облучении радиацией или же при воспалительных процессах. Для восстановления нейрогенеза таким больным было рекомендовано применять стероидные противовоспалительные препараты.

Тогда же было доказано, что запоминание зависит от уровня активации мозга – и слишком высокий, и слишком низкий ритм изучения вредит запоминанию, а вот средний уровень активации мозга является оптимальным.

В процессе изучении методик, способствующих повышению умственных способностей человека, было установлено, что наилучшими являются именно те, которые заставляют человека попеременно запоминать, а затем вспоминать материал – при решении этих задач разные области коры начинают работать согласованно, а весь мозг – как единое целое.

В еще одном исследовании учеными был найден ген, отвечающий за ясность ума у пожилых людей. Он находится в бездействии, если нейроны мозга не используются в полном объеме и начинает работать при регулярной мозговой активности. Именно поэтому старики, много читающие или, например, разгадывающие кроссворды, дольше сохраняют ясную голову.

Что же касается «диеты» для мозга, здесь тоже имеется немалая информация. Например, установлено, что укрепить умственные способности помогают клюква и черника – за счет высокого уровня антиоксидантов. После них следуют свекла и капуста – они содержат вещества, разрушающие ферменты, которые в большом количестве приводят к развитию болезни Альцгеймера. Вслед за овощами идет жирная северная рыба – содержащиеся в ней жирные кислоты также способны расщеплять вредоносные ферменты и тем самым снижать вероятность развития слабоумия в старости. Для мозга необходим и шпинат. Ученые установили, что шпинат замедляет появление проблем в нервной системе, вызванных старением, а также препятствует возникновению нарушений познавательных способностей.

Исследования возможностей человеческого мозга усваивать новую информацию продолжаются. Может быть, в самом ближайшем будущем будет найден единый рецепт, позволяющий повысить умственные способности всех людей до желаемого ими уровня? Кто знает…

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Комментарии

1 - zzzzzz

01 июля 2015 в 00:45

Комментарий удален за нарушение Правил общения

Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.