Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  Горе от ума  >>  Горе от ума
 
Обратная связь
 

Горе от ума

Размер шрифта
06 февраля 2010 06:34
  • google_analytics: false
  • Нравится

Все без исключения родители радуются успехам своих чад. Но порой цена этих успехов слишком велика. Ученые обследовали и выяснили, что круглые отличники в четыре раза чаще попадают в психбольницы с диагнозом маниакально-депрессивный психоз, чем их менее успешные сверстники. К такому выводу пришла группа ученых из Швеции и Великобритании под руководством Джеймса МакКейба из Королевского колледжа Лондона. Отчет об их исследовании был опубликован в British Journal of Psychiatry.

Обнаруженную закономерность исследователи связали с тем, что в возрасте около 25 лет происходит созревание префронтальной коры головного мозга. В то же время в докладе британских психологов "Последние достижения в понимании психических расстройств" была высказана точка зрения, что врачи слишком легко ставят диагнозы психических заболеваний. По мнению представителей Британского общества психиатров, широкое употребление таких терминов, как шизофрения или маниакально-депрессивный психоз, не отражает в достаточной степени индивидуальность психических нарушений.

По данным Министерства образования и науки РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов. Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать. Некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия.

Всего были проанализированы результаты экзаменов более чем 700 000 школьников в возрасте 15-16 лет (такое значительное количество детей для относительно небольшой Швеции объясняется тем, что работа продолжалась без малого 10 лет). Полученные данные ученые сравнили со статистикой госпитализаций в исследуемой группе по поводу биполярного аффективного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз).

И вот что было выяснено: учащиеся, получавшие только в ходе учебы и сдачи экзаменов только отличные оценки, страдали биполярным расстройством почти в четыре раза чаще, чем ученики со средней успеваемостью. Причем пациенты с биполярным расстройством чаще других имели в школе отличные оценки по музыке и шведскому языку. Это подтверждает результаты предыдущих исследований, в ходе которых была обнаружена связь между лингвистическими и музыкальными творческими способностями и указанным заболеванием.

Маниакально-депрессивный психоз - заболевание, проявляющееся периодически возникающими депрессивными и маниакальными фазами, обычно разделенными светлыми промежутками. Для депрессивной фазы характерна триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность движений. Больной печален, угрюм, движется еле-еле, он испытывает чувство тоски, безысходности, безразличие к близким и ко всему, что раньше доставляло ему удовольствие. Человек, находящийся в депрессивной фазе, сидит в одной позе или лежит в постели, на вопросы отвечает односложно, с задержкой. Будущее кажется ему бесперспективным, жизнь — не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок. Он может говорить о своей никчемности, ненужности, несостоятельности. Чувство гнетущей тоски иногда проводит к суицидальным попыткам.

Обычно больные маниакально-депрессивным психозом понимают происходящие с ними изменения, критически их оценивают, но ничего не могут с собой поделать и от этого тяжело страдают.

В свою очередь, маниакальная фаза проявляется повышенным настроением, ускорением мыслительных процессов, психомоторным возбуждением. Все окружающее кажется прекрасным и радостным, человек смеется, поет, много разговаривает, жестикулирует. Для этой фазы характерна расторможенность инстинктов, которая может вылиться в беспорядочные половые связи. Длительность и частота депрессивных и маниакальных состояний различны: от нескольких дней и недель до нескольких месяцев. Депрессивные фазы обычно более длительны, чем мании. Характерна сезонность рецидивов, чаще в осеннее и весеннее время.

В работах других ученых было выявлено более специфичные, чем современные клинические критерии, признаки маниакально-депрессивного психоза. В частности, одним из признаков предрасположенности к этому расстройству может быть избыточная активность мозжечковой миндалины.

Психологи выделяют тип личности, называемый иногда “перфекционист”, который стремится всегда только к лучшему результату везде и всегда. Такие дети в школе учатся только на “отлично”, участвуют во всех школьных мероприятиях, учителя их хвалят и ставят всем в пример. К тому же эти замечательные учащиеся успевают после уроков посещать бассейн, музыкальную школу и курсы французского языка.

Благостная картинка может измениться в один прекрасный момент, когда ребенок внезапно становится явно болен. У него может, например, по утрам, когда надо идти в школу, начинаться рвота. Однако чаще до таких крайностей дело не доходит, стресс от увеличения нагрузки и повышения ответственности перерастает в невроз, в старших классах может развиться депрессия, которую чаще всего не замечают ни родители, ни сам подросток. В результате как следствие в нагрузку к отличной успеваемости и примерному поведению такой выпускник получает маниакально-депрессивное расстройство.

Тем не менее, не все так мрачно. Осенью 2009 году ученые из США выяснили, что примерно в половине случаев биполярное расстройство

До 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий, которые, по большому счету, ничего не говорят школьнику.

Действительно, как отметил д-р МакКейб, несмотря на обнаруженную связь между успеваемостью и последующим развитием биполярного расстройства, большинство людей, получавших в школе отличные оценки, не испытывают в дальнейшем проблем с психическим здоровьем.

Хотя специалисты советуют для снижения риска развития биполярного расстройства соблюдать определенные правила психогигиены. Мозг ребенка очень восприимчив и остаточно гибок в процессе усвоения новой информации. Однако рано развившееся чувство ответственности может сделать из учащегося педанта. Получается, что при наличии отличной успеваемости возможности мозга школьника истощаются.

В книге американского автора Джона Гато “Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя” высказана мысль, что современная школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач, а в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Получается, что после окончания обучения подросток выходит из-под гнета, давившего на его психику все школьные годы, и становится самим собой.

Так что родителям отличников не следует волноваться и в обязательном порядке ожидать психологических проблем у родного чада. “Пятерки” и счастливое детство – не антиподы.

Кстати,

Установлено, что регулярные физические упражнения позволяют предотвращать приступы гнева и агрессии у детей. В одном из исследований Университета Джорджии (США) изучалось поведение 208 школьников в возрасте от 7 до 11 лет, преимущественно с лишним весом и придерживающиеся сидячего образа жизни. Для них была разработана программа физической нагрузки, которая проходила в течение 10-15 недель и включала упражнения по аэробике и гимнастике.

Психологические тесты определили, что уже во время занятий у детей значительно снижались признаки раздражительности, депрессии, тревоги и симптомы нервных расстройств.

По мнению автора исследования, доктора Кэтрин Дэвис, физкультура является эффективным методом не только борьбы с ожирением, но и с агрессивным поведением у детей и подростков. Общеизвестно, что физическая активность позволяет и взрослым управлять гневом. Неожиданные вспышки гнева и враждебности связаны с ранней детской преступностью и сердечно-сосудистой и метаболической дисфункцией у взрослых, повышающей риск инфаркта, инсульта и диабета. Врачи говорят, что физическая активность борется и с хроническими болезнями, и обладает положительным воздействием на психику ребёнка. Кроме того, медики выяснили, что упражнения совершенствуют познавательные способности у детей.

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Комментарии

1 - zzzzzz

01 июля 2015 в 00:53

Комментарий удален за нарушение Правил общения

Статьи

       
Воспитание трудного внука   Королевы красоты преодолеют 10 км ради детей с первичным иммунодефицитом   Что дать ребенку с собой в школу?   Каждому подсолнуху по личному солнцу  
03 июля 2013Считаете, что ваш ребенок агрессивный? Пусть плюнет в пробирку! Агрессивность определяется по слюне 06 ноября 2012Подростки не могут побороть страх
 
23 августа 2012Если в доме есть собака, дети болеют реже! 08 ноября 2011Смертельный секс
 

Слайдшоу

Мифы и факты о депрессии    
Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.