Здоровье ИНФО
Присоединяйтесь к нам:
Главная страница  >>  Наша кожа  >>  Прыщи  >>  Статьи  >>  Проект нового антитабачно...  >>  Проект нового антитабачного закона: ограничение производства и продажи табачных изделий
 
Обратная связь
 

Проект нового антитабачного закона: ограничение производства и продажи табачных изделий

Размер шрифта
эксперт компании " КонсультантПлюс" Денисова Анна
14 сентября 2011 07:01
  • google_analytics: false
  • Нравится

Авторы Проекта Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (далее – Законопроект), размещенного на сайте Минздравсоцравития России, предлагают ввести целый комплекс радикальных мер, направленных на сокращение спроса и предложения на табак и табачные изделия. В число таких мер входят как ценовые и налоговые меры, так и неценовые (законодательные, исполнительные, административные и иные). Законопроектом, в частности, предусмотрено установление запрета на рекламу табачной продукции, ограничений по продаже табака, государственное регулирование в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака. Ниже наиболее значимые из этих мер будут рассмотрены подробнее.

Ценовые и налоговые меры

Указанная группа мер направлена на снижение спроса на табачные изделия. На необходимость введения ценовых и налоговых мер как одного из средств борьбы с курением указывается в ст. 6 Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Так, для реализации поставленной цели Законопроект предлагает устанавливать минимальные розничные цены на сигареты. Напомним, что в соответствии с п. 8 ст. 3 Закона об ограничении курения табака в настоящее время для сигарет устанавливается максимальная цена для реализации их потребителям.

Помимо этого, увеличатся акцизы на табачную продукцию почти в полтора раза. При этом цена самой дешевой пачки сигарет возрастет до 60 руб. Однако, представляется, что данная инициатива может привести к созданию «черного рынка» (нелегальной продажи табачной продукции).

Для снижения популярности табака среди россиян Законопроект предусматривает ежегодное увеличение цен на табачные изделия на уровень, превышающий индекс потребительских цен на продовольственные товары.

Запрет рекламы табачных изделий, а также спонсорства и стимулирования продаж табачными компаниями

Под запретом могут оказаться все формы продвижения табачной продукции и спонсорства табачных компаний, включая распространение табака и табачных изделий бесплатно, применение скидок, в том числе, посредством купонов и талонов. Нельзя будет производить, продавать и распространять конфеты, игрушки и другие товары, имитирующие табачную продукцию или с использованием логотипов и расцветки табачных брендов или компаний-производителей.

Кроме того, табачные компании не смогут заниматься благотворительностью и спонсорством различных мероприятий и проектов в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Что касается рекламы табака и табачных изделий (курительных принадлежностей, кальянов, зажигалок и т.п.), то предлагается ввести полный запрет на их рекламу. Напомним, в настоящее время такая реклама осуществляется в соответствии с законодательством о рекламе. В соответствии со ст. 23 Закона о рекламе [1] установлены определенные ограничения на содержание рекламы табака и ее размещения. Например, реклама табака и табачных изделий не должна осуждать воздержание от курения, использовать образы несовершеннолетних и содержать обращение к ним. Реклама табачной продукции запрещается в теле-, радиопрограммах, в кинофильмах, в детских, образовательных, оздоровительных и подобных учреждениях, на всех видах транспорта и т.п. При рекламе табачной продукции обязательно должно содержаться предупреждение о вреде здоровью.

Демонстрация курения в сценах кинофильмов, спектаклях, теле-, видеопрограммах также подпадет под запрет, за исключением демонстрации процесса потребления табака при информировании об их вреде. Интересно, что действующий закон об ограничении курения табака (п. 2 ст. 7) также запрещает демонстрацию курения табака во вновь создаваемых кинофильмах, спектаклях, но за исключением случаев, когда такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ограничение торговли табачными изделиями

По сравнению с действующим законодательством предлагается ужесточить требования к организациям, имеющим право продавать табачную продукцию. Так, в городских поселениях сигареты можно будет приобрести только в крупных (площадью более 50 кв. м.) магазинах, поскольку продажа табака в более мелких торговых точках, а тем более в киосках, будет запрещена. Продажа сигарет будет осуществляться без выкладки товара на прилавки и витрины, а покупатель сможет выбирать товар по специальному прейскуранту. Причем предоставление прейскурантов на табачные изделия и передача выбранной табачной продукции должна осуществляться на расстоянии не меньше трех метров от касс обслуживания, осуществляющих наличные и безналичные расчеты.

Тем самым, по замыслу разработчиков Законопроекта, указанная мера ограничит потребление табачных изделий в связи с их труднодоступностью. В случае одобрения указанных поправок они вступят в силу с 2013 г.

Предполагается запретить розничную продажу табачных изделий без использования торговых объектов, на ярмарках, выставках, путем развозной, разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов. Нельзя будет продавать сигареты поштучно, без потребительской тары. В каждой пачке количество сигарет не должно быть меньше 20 штук.

Законопроект устанавливает места, в которых розничная продажа сигарет будет находиться под полным запретом, в частности:

  • территории и помещения, предназначенные для оказания услуг в системе образования, культуры, здравоохранения, спорта и т.п.;
  • на расстоянии не менее 100 м от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания услуг в системе образования;
  • на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения и др.

Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними

Законом об ограничении курения табака (ст. 4) установлен запрет на продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Законопроект для реализации указанного запрета обязывает продавца табачной продукции требовать от потребителя документ, удостоверяющий его личность и содержащий сведения о его возрасте в том случае, если имеются сомнения в достижении потребителем восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, при наличии сомнений о возрасте потребителя и при отсутствии необходимого документа продавец обязан отказать потребителю в продаже сигарет.

Отдельно авторы проекта закона предлагают установить запрет на продажу табачных изделий лицами, не достигшими 18 лет.

Требования к составу, упаковке и маркировке табачных изделий

На сегодняшний день практически каждая табачная компания имеет в своем ассортименте сигареты «легкие», «суперлегкие» и т.п. Законопроект предлагает запретить такую классификацию табачных изделий, т.е. по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья.

Будет запрещено использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака, на упаковке и при маркировке табачных изделий. На каждую пачку и упаковку табачной продукции должны будут наноситься обязательные предупреждения о вреде потребления табака для здоровья человека, в том числе с использованием графических изображений. По действующему закону на пачках сигарет размещается основная предупредительная надпись о вреде курения табака, дополнительная надпись и информационная надпись о содержащихся веществах в дыме сигарет.

Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией

В целях предупреждения незаконной торговли табаком Законопроект предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение учета производства табачных изделий, их импорта, экспорта и торговли, а также на отслеживание производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий. В числе таких мер предлагается осуществлять госрегистрацию ИП и организаций, осуществляющих производство, импорт, экспорт, торговлю табачной продукцией. По аналогии с ведением единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота алкогольной продукции предлагается вести подобный учет табачных изделий посредством ЕГАИС обеспечения отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий.

Документы:

Проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (опубликован на сайте Минздравсоцразвития РФ)

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  • google_analytics: false
  • Нравится
Послать другу Послать другу Распечатать Распечатать Обсудить на форуме Обсудить на форуме

Статьи

       
Теперь бросить курить – проще простого   Топ-10 мифов о курении   Что хуже: курение или ожирение?   Пассивное курение приводит к ожирению!  
06 декабря 2012Теперь бросить курить – проще простого 09 октября 2012Пассивное курение «убивает» вашу память!
 
13 июня 2013Перец, как и сигареты, спасает от Паркинсона! 22 мая 2013Дай курильщику лосось – спаси его от рака!
 

Слайдшоу

1
Акция «Москвичи за город без табачного дыма»
Какие привычки портят вам жизнь?
Что каждая женщина должна знать о ХОБЛ

Тесты

1
Есть ли у вас остеопороз?
Как контролировать бронхиальную астму
Какая у вас стадия остеохондроза?
Вопросы и ответы
Яна Александровна Юцковская
Яна Александровна Юцковская Задать вопрос
Посмотреть информацию о враче

Юцковская Яна Александровна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ВПО «ТГМУ Минздрава России», врач высшей категории, директор ООО «Профессорская клиника Юцковских», Владивосток, директор ООО «Клиника профессора  Юцковской», Москва, президент НП «ДВАЭМ», председатель Дальневосточного отделения МООСБТ.

Елена Николаевна Волкова
Елена Николаевна Волкова Прочитать ответы
Посмотреть информацию о враче

Доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Московского факультета ГОУ ВПО «РГМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России». Этот консультант отвечал на вопросы пользователей с 03 ноября 2011 г. по 15 февраля 2012 г.